ТЕЛЕКРИТИКА

Мы лелеем своих оппонентов

И. о. президента Гей-форума Украины – о терпимости украинских медиа к лесбиянкам, геям, бисексуалам и трансгендерам.


Лидер общественной организации «Гей-форум Украины» Святослав Шеремет рассказал о том, какие взаимоотношения существуют между украинскими медиа и сексуальными меньшинствами, и какие усилия предпринимают ЛГБТ-организации, чтоб эти отношения улучшить.

 

Вы спрашиваете, насколько терпимы к геям и лесби наши массмедиа? Не просто терпимы, а супертерпимы. Объяснений тому много.

 

Во-первых, украинские СМИ традиционно отличаются свободомыслием и непредвзятостью, я бы сказал - «продвинутостью» во всех вопросах, которые не касаются политики. (В политике, как известно, СМИ в большинстве своём просто-напросто ангажированы.)

 

Во-вторых, в СМИ работает так много собственно геев и лесби, что мама дорогая. Ну, геев, пожалуй, даже больше, чем лесби. (Единственное, кого я ещё не видел в облике журналиста, - так это транссексуалов.) Зайти в офис «Интера» или любого другого крупного телеканала - только глаз да глаз. И что радует, топ-менеджмент, как правило, совершенно спокоен в отношении секс-ориентации своих сотрудников. Телевидение и пресса - те сферы, где нужен профессионализм, остальное - побоку. Именно поэтому телевидение вслед за шоу-бизнесом породило публично открытых геев, среди которых Альдебараном светится имя Анатолия Еремы, ныне продюсера телеканала «1+1 Интернешнел».

 

В-третьих, массмедиа любят гомо-тему, потому что людям всегда интересны постельные дела и всяческий интим, а нестандартный интим - тем паче. Есть спрос - будет и предложение. Разумеется, гей-тематика не сводится к постели. Это, скорее, вопрос культуральный и политический, но в сознании многих соотечественников гомосексуалы остаются, прежде всего, выразителями нетрадиционной сексуальности - и не более того. Сексуальность - это базис, как выразился бы Сталин, а борьба за права - надстройка.

 

Собственно, всплеск интереса к гей-делам приходится на лето 2006 года, аккурат после обнародования громкого Открытого гей-лесбийского письма к светской и духовной власти, в котором ЛГБТ-лидеры огласили свои требования к тем-от-кого-зависит-принятие-решений (по-английски для этих людей есть ёмкое слово «полиси-мэйкеры».

 

Геи и лесби - «классические» представители так называемых секс-меньшинств - находятся в фокусе общественного внимания. Так вот, с 2006 года поток информации о гомосексуалах в медиа значительно возрос. Резко появились телесюжеты на ведущих каналах, масса публикаций в прессе, не говоря уже про вал информсообщений в нете.

 

Гей-лидеры и ведущие лесбиянки страны стали героями (и героинями) веб-конференций. Для ЛГБТ предоставляли свои площадки ведущие информагентства страны - УНИАН, «Обозреватель» и прочие. В «золотой фонд» публичных ЛГБТ-имён вошли фамилии Лаймы Гейдар, Елены Семёновой, Андрея Маймулахина, Станислава Науменко и других деятелей и деятельниц. К слову, в стране сейчас десятков шесть публичных ЛГБТ-активистов. Немногие социальные общественные движения могут похвалиться таким количеством «спикеров».

 

Конечно, ничто само собой не происходит. Наши ребята с 2006 года начали грамотное сотрудничество со СМИ. Медийщикам сходу понравился наш стиль работы, они с удовольствием взяли нашу тему на вооружение. В чём секрет? А в том, что мы никогда не затыкаем рот нашим оппонентам. Каков принцип освещения тех или иных проблем в медиа? Разносторонность взглядов на один и тот же вопрос. Противоположные точки зрения. Мы всегда даём для медиа ссылки на альтернативную позицию, облегчая им работу. Можно сказать, мы культивируем наших оппонентов, лелеем их. За активную антигомосексуальную риторику мы бесконечно ценим маститого коммуниста Грача, бессменного лидера движения «Любовь против гомосексуализма» Кухарчука и других идейных противников ЛГБТ-движения.

 

Может показаться, что весь ЛГБТ-активизм высосан из пальца. На самом же деле, ЛГБТ-движение - это не отработка грантов, не проедание спонсорских денег. Гомосексуалы лишены элементарных гражданских прав, которые для натуралов естественны как воздух. Отсюда и вся наша активность. Два любящих взрослых человека должны иметь право на создание семьи! А у нас такого права нет. Доходит до абсурда. По закону я должен, условно говоря, свидетельствовать против своего бойфренда при любых следственных мероприятиях, хотя закон позволяет не свидетельствовать против близких родственников, к каковым мой бойфренд не относится. А наследование? Ну вот, нажили мы совместное имущество. Я умираю. Кому всё достаётся? Нет, не моему бойфренду, а каким-нибудь моим внучатым племянникам. Бред... Вот против такого пещерного несовершенства наших законов мы и боремся. А отнюдь не за право водить по Майдану гей-хороводы с перьями в заднице.

 

Вспоминаю забавный случай. Нас интервьюировала явно гомофобная журналистка. До такой степени рьяная, что решила докопаться до глубин гомосексуальных девиаций. Докопалась. Теперь пишет взвешенные, корректные тексты.

 

В прошлом году некоторые анти-ЛГБТ-активисты провозгласили холдинг «KP Media», которому принадлежат популярный сайт Korrespondent.net, журналы «Корреспондент» и «Афиша», рупором «гомосексуализма». Наши оппоненты всерьёз полагают, что «популяризация однополых отношений является частью редакционной политики данной медийной группы». Побольше бы таких медийщиков - и гомофобии в Украине поубавилось бы...

 

А вообще, центральные медиа очень отличаются от местных. На местном уровне работать с гей-лесби-тематикой гораздо сложнее. Я знаю, каких усилий стоит местным журналистам «пропихнуть» в печать свои гей-лесбийские заметки. Глаза у местных главредов частенько зашорены, в изданиях господствует ретроградная редакционная философия. Смысла в такой позиции ни на грош: продажи от этого только падают.

 

Второй негатив, который объективно существует: медийщики любят утрировать или гиперболизировать. Заголовки наших умеренных пресс-релизов порой искажаются до неузнаваемости. А нам потом надо оправдываться: мол, не то имели в виду, не то хотели сказать. Но это мелочи жизни. Как говорил кто-то из политтехнологов Кучмы, чёрный пиар - тоже пиар.

 

К слову о чёрном пиаре. Наших известных (и не очень) политиков с завидной регулярностью пытаются дискредитировать через их мнимую гомосексуальность. В списке «жертв» - нардепы Богдан Губский и Владимир Бондаренко, генпрокурор Медведько, претенденты в мэры Кличко-старший и Пилипишин, львовский градоначальник Садовой, одесский вице-губернатор Киссе, министр внутренних дел Луценко; и этот список можно продолжить.

 

Весной 2008 года со мной приключился показательный случай. Звонят наёмные политтехнологи и предлагают поблагодарить через эфир 5-го канала одного видного политика за мнимую поддержку гей-движения. Сулят деньги, прочат славу, наивные. Будь даже этот человек геем, никто из лидеров не стал бы объявлять о его гомосексуальности на всю страну. Это не наши методы. За рубежом есть такое понятие - аутинг. Это когда гомосексуальность разглашают помимо воли человека - как метод политической борьбы. Наши гении чёрного пиара решили взять эту методу на вооружение... Что парадоксально - такой пиар никогда не срабатывал. Так что, господа пиарщики, не обманывайте своих заказчиков! Чёрно-голубой пиар не действует.

 

Остаётся сказать два слова собственно о гей-медиа. В нашей стране свыше десяти лет выходит глянцевый журнал для геев «Один из нас». Были и другие печатные издания, но так сложилось, что сейчас у ЛГБТ-сообщества только один печатный рупор. Есть ещё русскоязычное гей-радио в интернете. Украинская газета Gay.ua прекратила издаваться из-за наездов со стороны Национальной экспертной комиссии по вопросам защиты общественной нравственности. С другой стороны, Комиссия одним из своих решений высочайше легализировала в Украине гомоэротику. Но это не значит, что в Комиссии заседает гомосексуальное лобби, просто сам этот орган внутренне противоречив. Лично мой прогноз в отношении этой Высокой Моральной Инстанции неутешителен. Выполняя прямые функции национального и часто антинародного цензора, она конфликтует с нормами здравого смысла и Конституции. Поэтому долго этот орган в нынешнем своём виде не протянет.

 

Гей-тематика будет занимать в медиапространстве ровно столько места, сколько она должна занимать сообразно своей социальной значимости. Не более и не менее. Так что время от времени вы будете слышать в эфире всякую болтовню на гомосексуальные темы и читать разные заметки о жизни своих гомосексуальных соотечественников. А если эта тема вам опостылела - переверните страницу или переключите канал, как всегда делаю я, если мне неинтересно.

 

Хороших всем нам новостей!

 

Святослав Шеремет, и. о. президента Гей-форума Украины, секретарь Постоянной референтной группы по вопросам ЛГБТ-сообщества и МСМ-проектов в Украине

Главное в разделе

Бизнес

Валерий Вареница рассказал как на Плюсах изменятся цены на телерекламу в следующем году

Бизнес

Конференция «Медиаправо 2018»: практика применения языковых квот на телевидении и предвыборные законодательные медиаинициативы

Популярное на Телекритике



Дуся

Лигачева, не церемонясь, уволила журналистку после 8 лет работы. Последняя указала на попытки цензуры и «психологический прессинг»

Бизнес

Валерий Вареница рассказал как на Плюсах изменятся цены на телерекламу в следующем году

Дуся

Мишель Андраде и Никита Ломакин были парой

Бизнес

Конференция «Медиаправо 2018»: практика применения языковых квот на телевидении и предвыборные законодательные медиаинициативы