ТЕЛЕКРИТИКА

Активисты пожаловались на сериалы «Украины»: есть ли за что?

«Телекритика» разбиралась, в чем суть претензий и к чему может подтолкнуть отрасль обсуждение жалобы

Общество

Как на проблему смотрит Госкино с Нацсоветом и повлияет ли эта история на переговоры о правилах копродукции.


Что произошло?

На прошлой неделе малоизвестная общественная организация «Комитет Защиты Киева» (до прошлой недели Google не выдавал ни одного упоминания о ней) обратилась в регулирующие органы с жалобой на телеканал «Украина» Рината Ахметова.

По их мнению, с июня 2015 года по сентябрь 2016-го телеканал показал 34 запрещенных российских телепродукта. В списке оказались также сериалы с участием актеров из «черного списка» - Сергея Маховикова, Бориса Клюева, Эвелины Бледанс и других.

На основе собранных фактов организация составили обращение к главе Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания Юрию Артеменко и главе Госкино Филиппу Ильенко с требованием провести расследование.

Что говорят в «Украине» и госорганах?

Телеканал «Украина» в течение нескольких дней обещал предоставить комментарии, но в итоге отказался комментировать эту тему.

В Госкино «Телекритике» сообщили, что в связи с поступившей жалобой повторно рассмотрят прокатные удостоверения, которые были выданы этим фильмам. Сейчас в Госкино дополнительно изучают документы по указанным проектам и, если понадобится, эксперты еще раз просмотрят фильмы на предмет нарушений. Официальную позицию регулятор обещает сообщить уже 3 ноября.

В Нацсовете отмечают, что по закону, не могут выдавать или отзывать прокатные свидетельств и лишь мониторят эфир на предмет соблюдения законодательства. “Мы периодически вылавливаем нарушения на разных каналах и сообщаем о них Госкино. В том числе, были обращения и по поводу телепродукта «Украины»”,- сообщили «ТК» в аппарате Нацсовета, но не уточнили о каких программах идет речь.

Что не так с фильмами?

В «Комитете Защиты Киева» утверждают, что в течение июня-декабря 2015 года и января - сентября 2016 года на «Украине» транслировались российские фильмы, произведенные и/или впервые демонстрировавшихся после 1 января 2014 года. Из приведенных 34 фильмов в основном мелодрамы. Наиболее рейтинговый - «Лестница в небеса» производства российской компании «Дуэт».

Еще в 4 фильмах задействованы актеры из так называемого «черного списка»: Эвелина Бледанс в «Самаре», Александр Михайлов в «Родной кровиночке», Сергей Маховиков в «Женщина-зима» и Борис Клюев в «Общей терапии - 2».

На самом деле, по части фильмов из списка вопрос уже неактуален. В апреле этого года Госкино отозвало прокатные удостоверения таких фильмов как «Дружина за сумісництвом» («Жена по совместительству»), «Занадто гарна дружина» («Слишком красивая жена), «Поверни мене» («Верни меня»), «Замок на піску («Замок на песке), «Жінки на межі («Женщины на грани»), «Мамо, я одружуюсь» («Мама, я женюсь), «Зцілення»(«Исцеление), «Ненавиджу і люблю» («Ненавижу и люблю), «Не відпускай мене» («Не отпускай меня»), «Переїзд» («Переезд»), «Сила кохання («Сила любви»), «Шукаю попутника» («Ищу попутчика»).

Эти картины были распространены после 1 января 2014 года. “Закон «О кинематографии» предусматривает запрет на трансляцию по телевидению российских фильмов, не только произведенных, но и впервые обнародованных после этой даты”,- объяснял тогда глава Госкино Филипп Ильенко.

Еще по нескольким фильмам претензия в том, что в их титрах указано производство Украина, тогда как на российских ресурсах - российские компании. Речь о таких картинах как «Подарок судьбы» (российском эфире «Фальшивая нота»), «Гiрке щастя» («Второй брак») и «Жінки у коханні» («Три счастливых женщины»).

Регулирование или самоограничение?

Скандал вокруг фильмов из эфира «Украины» разгорелся в период дискуссии между телеканалами о том, что считать копродукцией, а следовательно - что не должно запрещаться к показу в украинcком эфире. В Госкино признают, что действующий закон регулирует этот вопрос слабо и возлагают надежду на то, что телеканалы договорятся друг с другом о правилах копродукции.

«Институт прокатных удостоверений - это устаревший инструмент»

Сейчас телегруппы и продакшены активно обсуждают Меморандум о копродукции. В нем предлагается начислять баллы за украинских актеров, членов съемочной группы, продюсеров, места монтажа, съемок и т.д., - набрав которые, проект может считаться созданным в копродукции.

Но вот соотношение этих баллов согласовать пока не могут. "Есть уникальные проекты, которые, будучи копродукционными, не смогут лечь на ту балльную систему. Например, авторы, актёры, которые привлекаются в проект, могут быть профессиональными иностранцами, потому что проект этого требует. Локации могут быть вообще в третьей стране, если этого требует сюжет... Институт прокатных удостоверений - это устаревший инструмент, в цивилизованных странах таких систем не существует", - считает Ольга Пантелеймонова, гендиректор продакшена Star Media.

Статьи по теме

Теги

Главное в разделе

Общество

Российский журналист Павел Каныгин привез в Украину мать задержанного военного Агеева

Общество

Мининформполитики предлагает заменить в вузах «журналистику» на «коммуникативистику»

Популярное на Телекритике



Дуся

«Джаз на Днепре»: восторг Марии Максаковой, шарм Яники Мерило и другое амплуа Дмитрия Логвина

Дуся

Жизнь после квот: о том, как теле- и радиоведущие переходили на украинский язык

Дуся

Анатолий Анатолич: «Я не переживаю, что останусь без денег. Работа на «1+1» не была моим основным источником дохода»

Дуся

Камалии брошен вызов от шоу «Танці з зірками»