ТЕЛЕКРИТИКА

Виктор Мирский: «Пока у нас будет малейшая возможность — мы будем снимать на два рынка»

Архив

Генеральный продюсер Film.ua Group — о сотрудничестве с Россией, влиянии кризиса и войны на украинский телерынок, производстве новых проектов для СТБ, «Интера», «1+1» и Украины, о планах создания прокатного кино, запуска собственных каналов и копродукции с Польшей


Три года назад в интервью «Телекритике» соучредитель Film.ua Group Сергей Созановский говорил о своем партнере Викторе Мирском: «Я, скорее, мечтатель, а Мирский Витя - скорее пессимист, он сдерживает все мои "полеты в космос". Поэтому у нас получается хороший тандем».

 

За 12 лет работы этот тандем вырастил Film.ua Group из небольшой компании в одну из крупнейших в Восточной Европе групп в сфере кино и телепроизводства. Традиционно группа работала на два рынка - российский и украинский, поскольку отечественный не мог покрыть всех затрат на производство. Что изменилось сейчас, когда отношения Украины с Россией обострились до предела? На эту тему мы и начали разговор с Виктором Мирским. Но говорили не только об этом.

 

В интервью «Телекритике» генпродюсер Film.ua оценил потери украинского продакшн-рынка от обострения российско-украинских отношений и спрогнозировал ближайшее будущее телепроизводства, рассказал, какие проекты производит сейчас Film.ua и на какие рынки ориентируется. Мы также обсудили планы запуска собственных телеканалов Film.ua и образовательной программы «Film.ua Факультет», в рамках которой сам господин Мирский в этот четверг, 23 октября, дает мастер-класс «Работа продюсера: от поиска финансирования до премьеры».

 

 

 

«Россия - это не только Михалков, Кобзон или Охлобыстин»

 

- Виктор, последние события многое поменяли в Украине. Как повлияла война на работу Film.ua?

- Я, конечно, имел слабую надежду, что мы начнем разговор с чего-то другого, но, видимо, этой темы всё равно не избежать.

 

У нас специфический бизнес - мы занимаемся творчеством и при этом пытаемся зарабатывать деньги. Это сложно, так как эти понятия - творчество и бизнес - сами по себе трудно совместимы. Однако мы в меру своих сил и способностей пытаемся совмещать. Но когда в твоей стране вооруженный конфликт, да при этом еще и по абсолютно надуманному, привнесенному извне поводу, это, как вы сами прекрасно понимаете, не способствует ни бизнесу, ни, естественно, творчеству. Поэтому отвечу на ваш вопрос просто: война повлияла, при этом не столько на деньги (это поправимо), сколько на мозги (я хочу верить, что и это поправимо). Мы пытаемся с этим жить. Как и все остальные граждане нашей страны.

 

- Сколько, по вашим оценкам, уже потерял украинский продакшн-рынок от обострения российско-украинских отношений? Насколько уменьшились заказы на продукт от российских телеканалов?

- Если говорить о деньгах, то наши основные потери сегодня связаны с масштабным падением рекламного рынка в Украине. Но мы уже были в такой ситуации в 2008 году, поэтому шока нет, мы, как говорится, перестраиваемся на марше. Да, в пересчете на доллары все стали зарабатывать меньше. Это плохо, но не смертельно. И главное, как показывает опыт 2008 года, поправимо.

 

Теперь о России. Там тоже сейчас не сахар, рынок хоть и не обвалился, но стагнирует. И у многих игроков есть ощущение, что это не предел, что будет хуже. И все нервничают. На больших каналах есть проблемы с платежами. С учетом падения курса, это весьма неприятно. Вряд ли кто-то из производителей занесет этот год себе в финансовый актив.

 

Что касается нас, то мы продолжаем общение. Я могу долго об этом говорить, это тема для отдельной большой статьи. Попытаюсь сказать коротко, надеюсь, мысль будет ясна. Россия, в том числе творческая Россия - это не только Михалков, Кобзон или Охлобыстин. Россия - это также Макаревич, Шевчук, Ахеджакова, Басилашвили, Акунин, Шендерович, Быков, Ефремов, а также сотни, тысячи, десятки тысяч, а я верю, что и сотни тысяч, а в скором времени - и миллионы других приятных, симпатичных, умных людей. Россиян. Среди них мои друзья. Мы - географические соседи, наши родственники, друзья, знакомые, коллеги и просто хорошие, добрые люди живут по обе стороны границы. Нас можно обмануть, поссорить на время в угоду сиюминутным политическим интересам и амбициям, но не более. Вот с этой мыслью я живу и пытаюсь работать. Надеюсь, я смог в одном абзаце донести свою позицию по столь болезненному ныне вопросу.

 

Вы знаете, что самый рейтинговый сериал прошлого года в России - «Нюхач»? Вы знаете, что лучший сериал первого полугодия 2014 года в России - «Позднее раскаяние»? Вы знаете, что по состоянию на сегодня самый рейтинговый сериал этого года в России - «Дом с лилиями»? На украинском телевидении результат ровно тот же! При этом все три сериала снимались в Украине! Да, это хороший повод похвастаться, но не только! Наши сериалы прекрасно принимает и украинский, и российский зритель! Это ли не доказательство того, как мы близки? Над «Мотыльками» одинаково плачут и в Киеве, и в Москве, поэтому пока у нас будет малейшая возможность - мы будем снимать на два рынка. Сломать легко, сложно потом заново строить на обломках.

 

- На какие еще рынки Film.ua ориентируется в настоящее время?

- Нас очень вдохновляют наши последние успехи на международном рынке. Конечно, в первую очередь речь о «Нюхаче». Последний пример - в середине сентября я ездил в хорошо известный нам всем по приключениям мушкетера Д'Артаньяна французский город Ля-Рошель. Нас пригласили в конкурс крупнейшего телевизионного фестиваля Франции. Это такой себе французский «Телетриумф». В международной секции всего 10 проектов со всего мира. Среди них, не побоюсь этого слова, прошлогодние мировые хиты, например, «Благородная женщина» от ВВС или итальянская «Гоморра». Такое соседство вдохновляет.

 

Когда на крупнейшем мировом конкурсе специалистов по компьютерной графике наши «Баллада о бомбере» и «Мотыльки» проходят в шорт-листы, а рядом с ними, например, «Игра престолов», это тоже вдохновляет.

 

Есть и другие примеры. Те же «Великие мечтатели» от Signal Red. Всё это позволяет нам с оптимизмом смотреть в будущее на международном рынке визуального контента.

 

За последний год мы осознали одну важную вещь - мы можем делать хорошо. Теперь нам осталось убедить в этом партнеров. И здесь, конечно, важную роль играет общая ситуация в стране. Я могу быть лучшим производителем в мире, но сейчас никто не приедет снимать на Украину. Им просто не дадут страховку, а без страховки ни один уважающий себя продюсер не сделает и шага. Вот и всё. Но мы верим в лучшее.

 

- На Kiev Coproduction Meetings в рамках Kiev Media Week были представлены проекты «Покушения, изменившие мир» (Signal Red) и «Сентябрь» (Film.ua). Были ли достигнуты договорённости с новыми партнёрами для копродукции? С какой частью финансирования они готовы участвовать в работе над проектами?

- Есть абсолютно конкретный интерес от польского партнера по проекту «Сентябрь». Схема обсуждается самая справедливая - 50/50. Но мы не педалируем сейчас этот вопрос, потому что главное - написать сценарий. И именно этим мы сейчас заняты. Напишем сценарий, вот тогда и примем финальные решения. Именно об этом мы и договорились с поляками.

 

А вот что меня действительно радует, так это тот факт, что нам удалось найти тему, интересную двум сторонам, и форму подачи, которая устраивает и нас, и поляков. Но сейчас мяч на стороне сценаристов.

 

 

 

«Второй сезон "Нюхача" обходится примерно в полмиллиона долларов за эпизод»

 

- Работа над какими проектами идет прямо сейчас?

- Во-первых, мы снимаем второй сезон «Нюхача». Съемки идут в Киеве. Четыре серии сняли еще осенью прошлого года, четыре снимаем сейчас. Надеемся, что будем готовы к эфиру весной 2015 года. Естественно, второй сезон также покажет ICTV.

 

Очень сложный и очень важный для нас проект - «Красные браслеты», по испанскому формату Polseres vermelles. Мы снимаем этот 12-серийный фильм в сотрудничестве с нашими друзьями - российской компанией «АВК-Продакшн». Несколько недель назад группа вернулась из Барселоны. Нам нужен был открытый бассейн с 10-метровой вышкой. Как выяснилось, это большая редкость. Пришлось лететь в Барселону. Именно там снимался испанский оригинал. Сейчас группа работает в Туапсе. Мы взяли на себя смелость попробовать реализовать на нашей территории один из самых сложных и популярных ныне в мире сериальных форматов. Больше десяти стран уже приступили к его адаптации. Буквально пару недель назад в США началась трансляция американской версии, к которой приложил руку в том числе и Стивен Спилберг. Буквально пару дней назад стало известно о запуске немецкого проекта. В Украине наш порыв поддержали коллеги с СТБ, за что им огромное спасибо, поскольку проект, мягко говоря, нестандартный, но очень важный и, наверное, необходимый.

 

При поддержке наших коллег из «Пронто-фильм» сейчас идет съемка сериала по мотивам жизни самой известной манекенщицы Советского Союза - Регины Збарской. Мы уже пережили очень сложные съемки в Москве, Санкт-Петербурге и Львове. Сейчас снимаем в Минске, но впереди нас ждет Самарканд! Будет очень красиво! Этот фильм я изначально видел себе только на родном для меня «Интере». Так оно и будет.

 

Также для «Интера» мы снимаем сейчас уже традиционную для нашего сотрудничества с этим каналом 60-серийную мелодраму. Надеюсь, что наш новый проект - «Гречанка» - будет столь же успешен, как ранее произведенные нами «Женский доктор», «Здравствуй, мама», «Территория красоты».

 

Буквально на днях закончили мы и проект для канала «1+1». 4-серийный фильм «Ограбление по-женски» мы делали в сотрудничестве с еще одним нашим постоянным партнером - компанией «Империя Добра». Это очень добрая комедийная мелодрама с прекрасными актерскими работами замечательных украинских актрис Ирмы Витовской и Риммы Зюбиной и их российской коллеги Ольги Тумайкиной. Мне кажется, получился очень светлый, добрый, хороший фильм. Надеюсь уже в ближайшее время увидеть его в эфире.

 

Для телеканала «Украина» мы совсем недавно закончили сериал «Личное дело». Первый блок из 30 серий уже был в эфире, теперь ожидаем эфир второй части. А в это время группа уже работает над новым проектом - «Майор и Ведьма». Попробуем сделать детектив, но легкий, с юмором и вкраплениями житейской мистики. В сентябре мы сняли пилот, и нам показалось, что может получится симпатичный проект. Буквально на днях начинаем съемку.

 

Очень надеюсь, что еще в этом году мы запустим новые проект Оксаны Байрак. Сейчас Оксана заканчивает дорабатывать сценарий, и есть шанс, что успеем снять до Нового года.

 

Наши друзья из Mama's Production (компания Аллы Липовецкой. - ТК) предложили симпатичный проект «Никонов и команда». Вот только пару дней назад закончили работу над пилотом. Надеемся, что уже в ближайшее время решим вопрос с заказом.

 

- Как вы объясняли ранее, вы можете себе позволить снимать такой продукт, как «Нюхач», за счет производства сериалов для более массовой аудитории. Сколько стоил второй сезон сериала и за счет чего вы собираетесь отбить затраты? Сколько сезонов сериала «Нюхач» запланировано? Планируете ли вы в дальнейшем привлекать зарубежных копродакшн-партнеров?

- Второй сезон обходится примерно в полмиллиона долларов за эпизод. С первых продаж мы затраты не окупим. Но надеемся, что последующие продажи, а также продажи на новые территории позволят нам выйти в ноль, а в перспективе даже что-то заработать. Конечно, мы не можем подходить с подобной экономикой ко всем проектам, это исключение. Но своим первым сезоном «Нюхач» это заслужил.

 

- Как изменились потребности украинских каналов в связи с экономическим кризисом и политическими событиями? В заказе каких проектов сейчас заинтересованы украинские телеканалы?

- У каналов стало меньше денег. Когда у тебя становится меньше денег, твои потребности, естественно, становятся скромнее. Мой прогноз на ближайшее время - появление недорогих вертикальных сериалов с большим количеством серий, ориентированных прежде всего на внутренний рынок. Если помните, в 2008 году мы сделали очень симпатичный проект «Соседи». В эфир вышло больше 200 серий. Так вот я прогнозирую сейчас появление именно таких «Соседей» - двуязычных проектов. Несколько проектов такого плана сейчас разрабатываем и мы. Думаю, к весне выйдем на производство.

 

 

 

«Я не исключаю возможности точечного сотрудничества с Госкино»

 

- Как сейчас сегментирована работа компаний группы Film.ua в процентном соотношении производства сериалов, телефильмов, телепрограмм и прокатного кино? Какой сегмент является приоритетным? Как планируете менять соотношение?

- Телевизионное производство будет развиваться. Сейчас его время. Время недорогих проектов с большим количеством эпизодов. У нас есть весьма серьезные конкурентные преимущества - опыт, собственные мощности, сработавшийся коллектив. В ближайшее время мы проведем некоторые менеджерские ротации внутри группы и усилим это направление, потому что нам абсолютно очевидно, что спрос на подобный продукт будет расти.

 

Что касается сериалов, то они всегда были для нас важны, это наша основа, киты, на которых стоит группа. Ничего не изменится, мы будем и дальше активно развивать это направление. Появится больше проектов длинных и недорогих, они всегда сопутствуют кризису. Возможно, нам придется придержать свои амбиции в части производства масштабных проектов. Но тут уже важны будут переговоры с каналами. Хотелось бы всё же сделать два-три больших проекта в следующем году, тем более что хорошие разработки уже есть, и сейчас идет работа над сценариями.

 

Теперь по поводу прокатного кино. Нам понравилось делать ромкомы. Я очень доволен фильмом «Одинок по контракту». Первый блин точно не комом. Мы не собрали выдающихся денег, но почувствовали, как это работает. Прошли путь. Сейчас пишем несколько сценариев. Будем продолжать эту тему. Игорь Сторчак и Ира Костюк хорошо чувствуют именно эту аудиторию, вот они и будут развивать этот вектор.

 

- Планируете ли участвовать в питчингах Госкино?

- До последнего времени я эту форму работы исключал. Я не люблю иметь дело с государством. Не люблю чиновников, не люблю с ними общаться. У нас с ними, как правило, разные жизненные принципы и интересы. Но сейчас мне хочется верить, что ситуация меняется. Поэтому если экономика позволит, и Госкино будет реально работать, я не исключаю возможности точечного сотрудничества. Как говорят в таких случаях: «Будем посмотреть».

 

- У вас есть опыт работы с документальным кино для кинопроката - вы снимаете фильм об «Океане Эльзы». Насколько интересным оказался для вас этот опыт? На какие кассовые сборы рассчитываете?

- Когда вы работаете над фильмом с Буковским и Вакарчуком, это не может быть неинтересно. Если позволите, я отвечу вам на этот вопрос чуть позже. Я хочу увидеть монтаж. Безусловно, это эксперимент, но мы любим эксперименты! Дорогу осилит идущий.

 

- На каком этапе работа над фильмом «Незламна»? Какой объем участия в этом проекте Film.ua (насколько нам известно, Film.ua занимается постпродакшном и дистрибуцией проекта), какую часть вы финансируете? Планируется ли прокат этого фильма в России? Когда ожидается прокат в Украине?

- Изначально предполагалось, что группа поможет проекту с дистрибуцией и возьмет на себя работу по постпродакшну. К сожалению, по ряду объективных причин Госкино пока не выполнило в полном объеме своих обязательств по этой картине. Но уже проделан такой объем работы, что сейчас просто бросить сделанное представляется нам категорически невозможным. Поэтому мы приняли решение помочь и самому проекту, и в определенной степени помочь стране, которая пока не готова выполнить свои обязательства. Вы ведь знаете, что этот фильм - копродукция с Россией. И российские коллеги свои обязательства выполнили. В этой ситуации, на мой взгляд, ударить лицом в грязь нельзя. Это уже вопрос принципа. Так что можно сказать, что в этой истории мы пошли на принцип :)

 

Что касается проката, то сейчас идут переговоры с FOX, и мы рассчитываем на широкий прокат картины, в том числе в России. В Украине прокат ожидается в начале апреля.

 

- Сейчас продолжается дискуссия об идеологическом и патриотическом кино и сериалах. По вашему мнению, нужны ли такие фильмы и сериалы в Украине? Если да, то какие?

- Проблема заключается не в том, нужны ли такие фильмы, а в том, что именно каждый из нас понимает под идеологическим и патриотическим кино. И вот тут, насколько я вижу, есть серьезные разногласия. Лично для меня самый идеологический и патриотический украинский фильм - «В бой идут одни старики». Этот фильм - гимн Украине! И это помимо всего остального прекрасного, что в нём есть.

 

Другой пример - «За двумя зайцами». Вы можете остаться равнодушными к Киеву и Украине после этого фильма? Вот и ответ на ваш вопрос.

 

У нас очень сложная история, сложная страна, сложное прошлое и настоящее. Нам нужно кино примиряющее, объясняющее, объединяющее. Мы будем искать именно такие темы и такие формы.

 

 

 

«Если бы кто-то из медиаолигархов лет пять назад купил Film.ua,

у них бы уже был прекрасный инхаус-продакшн»

 

- Крупнейшие телевизионные группы пытаются развивать собственные инхаус-продакшны. Каким вы прогнозируете расклад сил на телерынке в дальнейшем? Будет ли усиление инхаус-продакшнов? Как вы будете переориентироваться в этой ситуации?

- Сколько я себя помню в этом бизнесе, столько крупнейшие группы кормят своих собственников рассказами об инхаус-продакшнах. Бог в помощь, нам это не мешало раньше, и на данный момент тоже не мешает. Телевидение - персонифицированный бизнес. Поэтому, скажем так, я не волнуюсь по этому поводу.

 

Если бы кто-то из наших медиаолигархов лет пять назад купил не очень дорого Film.ua, у них бы уже был прекрасный инхаус-продакшн. В принципе, и сейчас не поздно, только теперь мы стоим намного дороже :)

 

- Расскажите подробнее о планах запуска двух телеканалов Film.ua. Какая у них концепция (техническая, контентная, модель заработка)? Когда они начнут работу? Как будут называться?

- Мы действительно планируем запуск двух платных каналов. Безусловно, это работа на перспективу. Платежи будем собирать всеми возможными способами: предусмотрено сотрудничество с кабельными операторами, спутниковыми платформами и т. д. Мы отдаем себе отчет, что это бизнес в долгую. Но пример той же Польши показывает, что шансы есть, а значит нужно пробовать. Кто раньше начнет, тот в нужный момент и выиграет.

 

- Ранее на своем мастер-классе вы объясняли, почему Film.ua вынужден снимать массовый телепродукт по схеме «4 мелодрамы + 1 драма или детектив» («Нюхач» или «Мотыльки», например) - из-за того, что вынуждены ориентироваться на максимально широкую аудиторию эфирных каналов в Украине и России. Вы говорили, что в США иная ситуация, поскольку существуют большие кабельные телеканалы типа HBO, которые могут позволить себе снимать сериалы типа True Detective, потому что их контент - платный. Думаете ли вы, планируя создавать два собственных канала, когда-нибудь достичь аналогичного зарубежным коллегам уровня влияния на своем рынке?

- Нам бы хотелось к этому прийти. Понятно, что сейчас говорить об этом еще рано. Пока каналы будут наполняться уже существующим контентом. Но финальная цель - конечно же, самодостаточный бизнес с возможностью делать эксклюзивный контент.

 

- Что дает вам основания считать, что украинские телезрители готовы платить за контент?

- Исключительно мировой опыт. Не мы первые идем этим путем. Повторюсь, это вопрос перспективы.

 

- Film.ua и MRM запустили совместный образовательный проект «Film.ua Факультет». Какие задачи ставили перед собой, принимая решение заниматься этим направлением?

- Нести светлое и доброе в люди :) Это единственная задача. У нас накопился опыт, мы готовы им поделиться. Вам интересно - приходите и слушайте. А потом как в популярной в свое время программе: «Делай как мы! Делай с нами! Делай лучше нас!». Мы заинтересованы в росте конкуренции на рынке. Конкуренция порождает качество.

 

- «Film.ua Факультет» для вас в большей степени коммерческий проект или социальный? Зачем вам нужны как платные, так и бесплатные лекции?

- Проект, безусловно, социальный. Деньги мы берем небольшие, затраты на организацию пока, конечно же, выше. Но после обсуждения решили всё же небольшую сумму оставить. Тут скорее некий психологический фактор. Какое-то время поживем с такой формой, посмотрим на результаты.

 

- Планируете ли вы привлекать к работе выпускников «Film.ua Факультет»? На каких условиях?

- Нет никаких условий, нет никаких продуманных планов. Повторюсь: хотите - приходите, слушайте, спрашивайте. Дальше всё зависит от вас.

 

Фото - из архива ТК и Film.ua