ТЕЛЕКРИТИКА

Азизе Тан: В Турции начала работу сеть кинотеатров, где идут только авторские фильмы

Менеджер фестивалей кино и искусств – об особенностях турецкого кинорынка, независимых фильмах и предпочтениях зрителей


Азизе Тан известна в кинематографических и самых богемных кругах 15-миллионного Стамбула. В рамках сотрудничества с городским фондом культуры и искусств (IKSV) она организовывает шесть международных фестивалей - кино, театра, музыки, джаза, биеннале пластических искусств и биеннале дизайна. Азизе Тан также директор Стамбульского кинофестиваля, член NETPAC и Номинационного совета Азиатско-тихоокеанской кинопремии.

 

Гостья из Турции выступила членом жюри Национальной программы 5-го Одесского международного кинофестиваля. Помимо изучения достижений украинского кино, госпожа Тан встретилась с журналистами, уделив каждому из них немного времени.

 

- Азизе, какой из украинских фильмов интереснее турецкому зрителю: «Хайтарма» о депортации крымских татар или драма украинки и турка «Люби меня»?

- «Люби меня». Он был создан в копродукции с турецким продюсером, значит, будет более близок и знаком турецкой аудитории.

 

По опыту Стамбульского кинофестиваля, зрители больше ценят качество фильма, чем его тему. Но тема, безусловно, тоже очень важна, и в этот отношении жителям Турции интересно абсолютно разное кино.

 

- Какие составляющие фильма гарантируют ему успех на фестивале в Стамбуле и в турецком кинопрокате?

- Массовый зритель предпочитает комедию, и в нынешнем году пример двух комедий - лидеров кинопроката - подтвердил, что это действительно популярный жанр. Причём один их этих фильмов, турецкий, вообще побил рекорд, собрав более 7 миллионов зрителей.

 

Конечно, турецким продюсерам приходится конкурировать с монстрами киноиндустрии - картинами с огромными бюджетами и впечатляющими спецэффектами, которые завоевали огромную долю рынка. Так что проблема пробиться в плане дистрибуции актуальна для фильма любого жанра и качества.

 

Труднее всего приходится независимым кинематографистам: с одной стороны, в приоритете дистрибьюторов турецкое кино, с другой же - кассовое американское с огромными бюджетами. Так что создатель авторского кино может надеяться только на фестивали. Задача таких кинофорумов - найти молодой талант, поддержать его. При этом важно не просто показать фильм, скажем, на английском языке, а показать картину из другой культуры на другом языке, не обязательно английском.

 

 

- Какова доля независимого турецкого кинематографа в Турции?

- К сожалению, небольшая. В первую очередь, потому что не все кинотеатры готовы показывать такие картины. В ноябре прошлого года в Турции стартовала инициатива - Ассоциация независимого кино - сеть, в которую входит 20 кинотеатров, где идут только фильмы независимых режиссёров со всего мира.

 

Важный фактор стимуляции интереса к такому фильму - успешная фестивальная история. Если картина турецкого режиссера взяла золотую пальмовую ветвь в Каннах, это сразу же отражается на бокс-офисах его картины.

 

Только эта Ассоциация охватывает очень маленькие кинотеатры с залами на 50-60 зрителей.  Для такой огромной страны, как Турция, с населением 70 миллионов жителей это капля в море.

 

Вообще, в отношении доли национального кино в турецком прокате - 50% - наш рынок близок к корейскому, индийскому, американскому.

 

- Насколько широко турецкие независимые режиссеры используют интернет-платформы для показа своих фильмов?

- Сейчас появилось несколько инициатив с огромными инвестициями для сотрудничества на международном уровне и создания таких платформ и решений, как, например, iTunes. Помимо всего прочего, такие ресурсы приучают зрителя платить за фильм и тем самым борются с привычкой не платить.

 

Ведь для Турции актуальна проблема пиратства - здесь очень много людей просто скачивают фильмы и смотрят их онлайн, не желая платить за это.

 

Мы тоже серьезно рассматриваем такие платформы - за ними будущее. И мы даже подумываем  о специальном таком проекте, в рамках Стамбульского кинофестиваля, где у каждого фильма будет хотя бы один показ онлайн.

 

 

- Какие модели финансирования кинопроизводства наиболее распространены в Турции? Насколько режиссеры и продюсеры привыкли рассчитывать на госфинансирование?

- Коммерческим фильмам особая поддержка не нужна. Как правило, они создаются на частные деньги. Либо их продюсеры легко привлекают инвесторов, поскольку такие картины собирают большие кассы, их охотно покупают телеканалы.

 

Для независимого кино главный источник финансирования - государство. Недавно в Турции усилили финансовую поддержку независимому кино, но это по-прежнему лимитированная сумма. Не так давно государственный телеканал TRT тоже начал поддерживать независимые фильмы.

 

Конечно, продюсеры независимого кино также пытаются привлечь инвесторов, презентуют проекты и фильмы на международных фестивалях, ищут партнёров для копродукции, а с недавнего времени проводят также интернет-кампании, занимаются аутсорсингом. Кстати, денежные премии способствуют поддержке таких фильмов.

 

- На какой рынок ориентированы турецкие режиссеры - местный или международный?

- Турецкие режиссеры нацелены на внутренний рынок. Также огромное количество турецкого населения проживает в европейских странах - Франции, Германии, Австрии, где они пытаются реализовывать проекты. Но аудитория таких фильмов - не европейцы, а турецкая диаспора.

 

Случается, что независимые фильмы становятся более успешными за границей, чем в Турции, особенно если они получают награды престижных кинофестивалей.

 

Но зарубежная дистрибуция турецких фильмов - по-прежнему большая проблема. Буквально несколько наших картин были успешны в кинопрокате других стран.

 

Фото автора

Главное в разделе

Бизнес

Валерий Вареница рассказал как на Плюсах изменятся цены на телерекламу в следующем году

Бизнес

Конференция «Медиаправо 2018»: практика применения языковых квот на телевидении и предвыборные законодательные медиаинициативы

Популярное на Телекритике



Дуся

Лигачева, не церемонясь, уволила журналистку после 8 лет работы. Последняя указала на попытки цензуры и «психологический прессинг»

Бизнес

Валерий Вареница рассказал как на Плюсах изменятся цены на телерекламу в следующем году

Дуся

Мишель Андраде и Никита Ломакин были парой

Бизнес

Конференция «Медиаправо 2018»: практика применения языковых квот на телевидении и предвыборные законодательные медиаинициативы