ТЕЛЕКРИТИКА

«К сожалению, контракт о прокате "Хайтармы" ни с одним украинским дистрибьютором не заключён»

Почему картина, которую горячо приняли зрители, не вышла в украинский прокат? Об этом и о будущей телепремьере «Хайтармы» рассказали создатели картины и собственник телеканала ATR, инвестор и генеральный продюсер первой масштабной ленты о депортации крымских татар Ленур Ислямов


В завершение года в Киеве во второй раз презентовали ленту «Хайтарма» Ахтема Сейтаблаева. В этот раз – в Доме кино, для представителей Союза кинематографистов Украины (СКУ) и крымско-татарской диаспоры. Инициатором показа выступил СКУ, который выдвинул ленту на соискание российской премии «Ника».

 

Ранее фильм, наряду с «Параджановым» и «Вечным возвращением», был одним из претендентов на право представлять Украину в конкурсе на получение «Оскара» в категории «Лучший иностранный фильм». Показы «Хайтармы» с успехом прошли на нескольких кинофестивалях, картина завоевала гран-при форума «Корона Карпат». На сегодняшний день, по данным продюсеров фильма «Хайтарма», с ним ознакомились более 50 тыс. зрителей кинотеатров и фестивалей Украины, России и Турции. Большинство показов сопровождалось продолжительными овациями. Тем не менее, в общенациональный прокат в Украине лента не вышла.

 

Киевская премьера фильма состоялась в июне этого года в кинотеатре «Жовтень»

 

Как рассказал в комментарии «Телекритике» креативный директор телеканала ATR, который выступил производителем ленты, Айдер Мурадосилов, продюсеры ведут переговоры с кинотеатрами. От дистрибьюторских компаний предложений о широком прокате пока не поступало. «Хотя большинство украинских дистрибьюторов знают о существовании картины, возможно, они сомневаются в коммерческом успехе фильма в украинском прокате», – предполагает господин Мурадосилов.

 

 

Айдер Мурадосилов: «Показы фильма планируем в Турции» 

 

Ставку создатели картины делают на Турцию, где проживает несколько миллионов представителей крымско-татарской диаспоры. К тому же, как показали осенние презентации «Хайтармы» в Анталии и в Эскишехире, картина интересна и местному населению. «В настоящее время обсуждаем с турецкими дистрибьюторами два варианта проката – общенациональный или точечный – в отдельных кинотеатрах крупных городов. Важно также правильно спланировать промокампанию – в Турции зритель настолько приучен к рекламе, что без неё в кинотеатр не пойдёт», – рассказывает Айдер Мурадосилов.

 

Телепремьера картины планируется весной: 18 мая – 70-я годовщина депортации крымских татар. Помимо центральных украинских каналов, переговоры ведутся с телекомпаниями Киргизии, Башкирии, Татарстана, Турции. К этой дате планируется выпуск DVD, а также отдельного диска с саундтреком «Хайтармы».

 

Есть ли у картины потенциал для украинского проката? Как свидетельствует опыт отечественного кино, в отношении бизнеса лучше надеяться на международный рынок. При этом создатели картины отдают себе отчёт, что исторические реалии картины – Сталин, НКВД – будут понятны не каждому зарубежному зрителю. Как рассказали представители ATR, в Турции зрители не из крымско-татарской диаспоры воспринимали ленту иначе.

 

Как бы ни оставались верными отдельным жанрам украинские дистрибьюторы, «Хайтарма» найдёт своего зрителя – как фильм, который попал прямо в сердце аудитории. Эпичная и трогательная одновременно, картина говорит о теме антитоталитаризма языком и не отчётливо документального, и не откровенно художественного кино. По своей сути – это страницы фотоальбома народа, который пережил изгнание, и очевидцы этой истории покидают зал со слезами на глазах.

 

 

Для телеканала ATR съёмки «Хайтармы» стали первым опытом в области и кинопроизводства, и дистрибьюции. В отношении прокатной истории создателям картины пришлось решать абсолютно новые задачи.

 

«Изначально мы его не задумывали как бизнес-проект. Задача картины – отдать дань истории, восполнить информационный вакуум о трагических событиях 1944 года, когда крымские татары принудительно вынуждены были покинуть родину. Но после того как фильм вызвал широкий интерес, мы решили познакомить с ним как можно больше зрителей», – рассказывает Айдер Мурадосилов. При этом, по его словам, инвестор не требует возвращения вложенных средств: доходы от фильма его создатели планируют вкладывать в развитие детского телеканала Lale.

 

О прокатной и фестивальной истории картины «Телекритике» рассказал генеральный продюсер картины Ленур Ислямов, который выступил инвестором фильма, вложив в него 1,5 млн долларов. Господин Ислямов ответил на вопросы ТК письменно.

 

– Каково участие телеканала ATR в создании картины?

– Телеканал АТR выступил заказчиком художественного фильма. Как вы понимаете, на единственный крымскотатарский телеканал возложено больше задач, чем на обычный телеканал. Главной нашей задачей является возрождение культуры нашего народа, возвращение истории, которая на протяжении последних сотен лет всячески искажалась либо умалчивалась. Поэтому телеканал ATR свой первый крымскотатарский художественный фильм посвятил всем депортированным народам!

 

– Стояла ли задача вернуть вложенные средства?

– Когда в киноленту вкладывается большая идея, она не обязательно должна финансово окупаться. Этот фильм не бизнес-проект. Когда Тарковский снимал Андрея Рублева, он и в мыслях не держал окупаемость фильма.

 

В портретах 1940-х и в ночных панорамах зрителю открывается мусульманский Крым – под волнующие композиции Джемиля Карикова и Сергея Круценко

 

– Каковы прокатные сборы ленты в России, Крыму?

– В Крыму прокат фильма имел большой успех, и срок прокатного периода не раз продлевался. Люди сидели, стояли, висели на стенах, они жаждали увидеть свое кино.

 

За две недели кинолента собрала 350 тыс. долларов в Крыму – притом что основные кинотеатры были ангажированы другими кинолентами.

 

Режиссер кинокартины и исполнитель главной роли лётчика Амет-Хана Султана - звезда киевского Театра на Левом берегу Днепра, режиссер-постановщик фильмов «Тёмные воды», «Операция "Чегевара"», «Чемпионы из подворотни» Ахтем Сеитаблаев. Роль его возлюбленной Фериде сыграла актриса-дебютантка Динара Аваз. В целом, в картине задействованы сотни непрофессиональных актёров.

 

Начиная с премьерного показа в Симферополе 17 мая, в течение двух месяцев фильм шел в кинотеатрах Крыма – везде с неизменным аншлагом. Летом в течение месяца «Хайтарму» могли посмотреть киевляне в «Жовтне» и совсем недавно, в октябре, во львовском «Кинопалаце». Фильм также в течение двух недель был в прокате в Казани – после показа на Казанском фестивале мусульманского кино фильм прокатывался дважды в Казани на протяжении двух недель.

 

17 мая 2013 года, в день симферопольской премьеры фильма «Хайтарма», вспыхнул скандал. Российский консул в Крыму Владимир Андреев «настоятельно не рекомендовал» ученикам главного героя ленты лётчика Амет-Хана Султана участие в презентации картины. По мнению консула, «Хайтарма» не отражает всей правды о коллаборационизме крымских татар. Позже господин Андреев был уволен, а фильм получил прокатное удостоверение Министерства культуры РФ.

 

В России широкий прокат осуществить не удалось, столкнулись с проблемой «не рекомендованного кино». После инцидента с российским консулом в Крыму, который некорректно отозвался о фильме, которого даже не видел, что привело к его дальнейшей отставке, у фильма в России появился мнимый неоднозначный шлейф.

 

Подтверждение тому – что все российские кинофестивали (Казанский кинофестиваль мусульманского кино, Московский кинофестиваль «Московская премьера», Тульский кинофестиваль военного кино), где была представлена картина, отказали нам в участии в конкурсной программе, и фильм был представлен только в рамках спецпоказа.

 

Организаторы фестивалей признавались, что на них оказывалось давление. К сожалению, видно, еще не все готовы воспринимать историю такой, какая она есть.

 

– В каких фестивалях «Хайтарма» принимала участие? Какие призы завоевала лента?

– Официальная награда фильма – Гран-при фестиваля «Корона Карпат». Вне конкурса мы участвовали в Казанском кинофестивале мусульманского кино, кинофестивале «Московская премьера», турецком фестивале «Золотой апельсин». Также были организованы спецпоказы в Нью-Йорке, Берлине, Эскишехире.

 

– Есть ли планы по выходу в общенациональный прокат фильма в Украине? В России?

– Конечно же, есть, мы всё время ведем переговоры.

 

Эпизоды воздушных баталий реализованы с использованием компьютерной графики киевской компании Mental Drive Studio. При этом неискушённый в военной авиации зритель принимает эти сцены за кадры со съёмочной площадки.

 

– С какими дистрибьюторами сотрудничаете?

– Большинство украинских дистрибьюторов знают о существовании картины, но, к сожалению, еще ни с кем из них не заключен контракт о прокате. В настоящее время также ведутся переговоры с турецкими дистрибьюторами, для проката в Турции мы подготовили дублированную версию фильма.

 

Для проката в Турции уже готов дубляж «Хайтармы». Кроме этого варианта, у фильма есть три версии – с субтитрами на русском, украинском и английском языках. Лента представлена на носителях DCP и в Blu-ray.

 

– Велись ли переговоры с телеканалами относительно продажи прав на телепоказ фильма в Украине и других странах?

– Первый телепоказ мы планируем осуществить на телеканале ATR, относительно других телеканалов также ведутся переговоры.

 


 

Фото Ленура Ислямова и Айдера Мурадосилова предоставлены телеканалом ATR

Остальные снимки – кадры из ленты «Хайтарма»

Главное в разделе

Дуся

Украинская журналистка заявила о желании заняться сексом на трибуне Верховной Рады

Общество

Почему пьет журналист

Популярное на Телекритике



Дуся

Украинская журналистка заявила о желании заняться сексом на трибуне Верховной Рады

Общество

Почему пьет журналист

Дуся

Александр Скичко, Камалия, Тала Калатай, Соломия Витвицкая и Павел Костицын на «Viva! Бал 2017»

Дуся

Актера «Дюнкерка» и его 71-летнюю бабушку арестовали по подозрению в убийстве