ТЕЛЕКРИТИКА

Современное искусство Украины: взгляд снаружи

Архив

В середине декабря в одном из киевских ресторанов прошел закрытый прием, посвященный открытию первой в Украине постоянной музейной экспозиции contemporary art.


Словосочетание "современное искусство" в нашей стране, в большинстве случаев, до сих пор произносится если не с саркастическими нотками в голосе, то, по крайней мере, с легкой иронией. Вероятно, эта традиция зародилась одновременно с визитом Никиты Хрущева на выставку работ современных авторов.

Однако сегодня подобный подход уже окончательно и безнадежно устарел. Ведь современное искусство во всем мире уже не воспринимается как некий авангардный, малопонятный, и оттого неинтересный широкой публике продукт деятельности потерявших связь с миром маргиналов. И экспозиции современных авторов посещают не только рафинированные интеллектуалы и журналисты светской хроники, а пенсионеры, школьники и домохозяйки. Но, видимо, по сложившейся привычке к запоздалому восприятию реальности, в Украине до последнего момента не уделяли особого внимания contemporary art.

Достаточно сказать, что в Украине до сих пор не было постоянной экспозиции современного искусства, как частной, так и государственной. Хотя все Центры современного искусства, основанные Джорджем Соросом в Восточной Европе, уже являются государственными (исключение составляет лишь Беларусь и Украина), что говорит о внимании этих государств к проблемам современного искусства.

Однако в последнее время определенная волна общественного интереса к contemporary art возникла и у нас.

Началось все, пожалуй, с визита Виктора Ющенко в его бытность премьер-министром на открытие выставки Энди Уорхола в киевском Центре современного искусства при НаУКМА. Это было первое проявление интереса государства к contemporary art. После некоторого перерыва в проявлении этого интереса, Президент Украины Леонид Кучма в декабре 2001 посещает выставку "Бренд "Украинское" в том же ЦСИ, на которой представлены работы наиболее известных украинских художников-постмодернистов: Александра Ройтбурда, Олега Кулика, Тиберия Сильваши, Андрея Сагайдаковского и Сергея Браткова.

Однако наиболее значительным событием с точки зрения утверждения современного искусства являются даже не эти визиты, а открытие первой постоянной музейной экспозиции современного искусства.

В середине декабря в одном из киевских ресторанов прошел закрытый прием, посвященный открытию первой в Украине постоянной музейной экспозиции contemporary art. Инициаторами основания экспозиции стали Музей истории города Киева и агентство "ПРактик". Сама же экспозиция которая должна открыться в ближайшие несколько месяцев, будет установлена в Музее культурного наследия, специализацией которого является творчество украинских эмигрантов. Одной из первых работ, которые будут экспонироваться в музее, станет картина классика украинского постмодернизма Александра Ройтбурда из серии "Всекидневният живот в Помпей" (Повседневная жизнь в Помпеях"), переданная для экспозиции из личной коллекции руководителя информационного отдела агентства "ПРактик" Константина Дорошенко и представленная во время приема. Другой работой, представленной в тот вечер, стал фрагмент инсталляции польского художника Леона Тарасевича, переданный для экспозиции директором Центра современного искусства Ежи Онухом (по сути, в данной ситуации эта работа представляет, скорее, образец кураторской деятельности Онуха).

Идея музейного экспонирования современного искусства имеет особое значение для Украины, так как только у музея, в отличие от галерей и выставочных залов, где в настоящее время проводятся экспозиции современных авторов, есть возможности для научного изучения и исследования произведений искусства. Поэтому открытие первой постоянной экспозиции contemporary art в нашей стране можно без преувеличения назвать историческим событием.

Говоря о ситуации вокруг современного искусства в нашей стране, нельзя не отметить некий прогресс в восприятии его широкой аудиторией. Вероятно впрочем, по-настоящему массовый интерес еще впереди. Однако тот факт, что об этом интересе уже можно говорить с уверенностью, не может не радовать.