ТЕЛЕКРИТИКА

Закон о квотах заставляет радиостанции продюсировать украинскую музыку, а слушателей – выключать приемник

Каждая третья песня в радиоэфире теперь должна звучать на украинском языке – такой закон сегодня приняла Верховная рада.


Новые правила вступят в силу в октябре. Квота будет вводиться постепенно: в первый год в дневном радиоэфире (с 07:00 до 14:00 и с 15:00 до 22:00) должно будет звучать 25% песен на украинском языке, во второй год – 30% и в третий – 35%. Что касается ведения эфира на украинском языке, то в первый год украиноязычным должно стать 50% эфира, во второй – 55%, в третий – 60%.


Новая квота распространяется и на разговорные радиостанции. Единственным исключением станут станции, которые преимущественно «говорят языками ЕС» (60% продукта). Для них доля эфира на украинском языке должна составлять не менее 25%.


Квота действует параллельно с требованием наполнять эфир на 50% произведенным в Украине продуктом (на любом языке).


Считается, что этот вариант закона – компромиссный. Из него исключили такое же квотирование для телевидения и норму в 37,5% песен на украинском без постепенного перехода. Зато в финальной версии нормативного акта не оказалось преференций для узкожанровых и разговорных станций.


Музыки не хватит


По словам одного из авторов законопроекта Виктории Сюмар, этот документ даст толчок развитию украинской культуры и производству музыки в нашей стране.


Однако пока квота скорее создает проблемы – в первую очередь, для нишевых радиостанций: разножанровой музыки на украинском языке все еще недостаточно.


«Сложно найти достаточное количество украиноязычных песен для таких радиостанций, например, для Лаунж ФМ», – признается Елена Малышева, генеральный директор радиогруппы УМХ, в которую входят, среди прочих, радиостанции Ретро ФМ, Лаунж ФМ и Джем ФМ.


Чтобы как-то выйти из положения, радиохолдинги планируют активно поддерживать производство музыки, необходимой для заполнения эфира.


«Будем делать продакшен. Каким он станет, пока не могу сказать, но в таких условиях что нам еще остается?» – отмечает Анатолий Евтухов, генеральный директор Бизнес Радио Групп, в которую входят, в частности, Радио Шансон и DJ Fm.


Его планы разделяет и руководство холдинга ТАВР (Hit FM, Kiss Fm, Русское Радио), которое вообще жестко выступало против квот. «У нас есть студия, в которой мы и раньше писали своих артистов и помогали хорошим артистам записать качественную фонограмму за вменяемые деньги. Наверное, стоит активизировать этот процесс», - рассуждает Виталий Дроздов, генеральный продюсер «ТАВР Медиа».

 

 

 

Новые имена


У представителей украинских артистов, на поддержку которых направлен закон, квоты тоже не вызвали особой радости. Например, по мнению Михаила Ясинского, генерального продюсера агентства Secret Service (работает с такими артистами, как Оля Полякова, Наталья Могилевская, Макс Барских, и др.), квота не заставит артистов с русскоязычным репертуаром перейти на украинский. При этом сложившаяся аудитория вряд ли уйдет от популярного артиста, даже если его станут меньше крутить по радио. Просто слушатели начнут искать другие источники получения информации и откажутся от FM-радио в пользу онлайна.


«Я думаю, этот закон не скажется на состоявшихся артистах, – говорит продюсер. – А вот молодых музыкантов он может простимулировать писать больше песен на украинском».


Для начинающих исполнителей действительно откроются новые возможности. Пустоту эфиров нужно чем-то заполнять, и радиостанции будут вынуждены заниматься более активным поиском и продвижением новой украинской музыки.


«Радио придется сменить формат работы и начать зажигать звезды. Это не только прокрутить одну и ту же песню 12 раз за день, а выстроить образ и историю артиста», - объясняет Ясинский и добавляет, что в таком случае следующие песни артиста смогут стать популярными уже без такой агрессивной поддержки.


Вопрос лишь в том, насколько высоко будет качество музыки, созданной специально под ротации.


Страдания украинского слушателя


Представители радиостанций и артисты сходятся в одном: квотирование приведет к оттоку слушателей в интернет. Там поклонники смогут продолжать следить за любимыми артистами, даже если те пропадут из радиоэфиров. Туда же переориентируют свои мощности и большинство продюсерских центров, которые делают ставку на хорошо сегментированную аудиторию социальных сетей.


«Вводить квоты на радио, но не вводить их в интернете - бесполезное занятие», – считает Андрей Шабанов, генеральный продюсер Просто Радио. Да и вообще квотирование, по его словам, инструмент абсолютно неэффективный. Шабанов подсчитал, что в эфир его радиостанции удастся набрать около 25% украиноязычных песен, но количество их повторений будет огромным.


С ним согласен и Андрей Уренев, бывший продюсер телеканала MTV Украина, а ныне музыкальный продюсер продюсерской компании Mamamusic: «Вы не можете взять и написать хиты. Сколько бы групп ни появилось в ближайшие годы, хорошими из них все равно окажутся две-три, и с этим ничего не поделаешь».


Андрей объясняет, что фонотека каждой радиостанции разбита на категории. В категорию «Голд», например, входят некогда популярные хиты последних десятилетий. С квотой в 35% содержимое этой категории у всех радиостанций будет одинаково. Это приведет к тому, что везде будут крутить одно и то же. «К примеру, во Франции из-за квот по всем радиостанциям крутят Stromae и французский шансон 60-х. В итоге молодые французские группы просто переориентировались на Великобританию и пишут музыку под английские тексты, даже не рассчитывая на попадание в ротацию французского радио», – говорит Уренев.


По его мнению, квоты просто убьют радиорынок. Музыка на всех радиостанциях станет одинаковой, а слушатели начнут перетекать в интернет. Для того чтобы спасти ситуацию, у менеджеров радиостанций есть три года.

 

 

Фото: Евгения Люлько 

Главное в разделе

Дуся

«Джаз на Днепре»: восторг Марии Максаковой, шарм Яники Мерило и другое амплуа Дмитрия Логвина

Дуся

Анатолий Анатолич: «Я не переживаю, что останусь без денег. Работа на «1+1» не была моим основным источником дохода»

Популярное на Телекритике



Дуся

«Джаз на Днепре»: восторг Марии Максаковой, шарм Яники Мерило и другое амплуа Дмитрия Логвина

Дуся

Жизнь после квот: о том, как теле- и радиоведущие переходили на украинский язык

Дуся

Анатолий Анатолич: «Я не переживаю, что останусь без денег. Работа на «1+1» не была моим основным источником дохода»

Дуся

Камалии брошен вызов от шоу «Танці з зірками»