ТЕЛЕКРИТИКА

Бренд-голос «Интера» Юрий Кот: «Главное в работе диктора – передать мысль»

«Мне нужен Юрий Кот. Я, наверное, не туда попала…», – с мороза простучала я зубами, стоя на пороге праздничного агентства «Все для тебе». «Туда, туда», – ответили работники, и провели в кабинет директора. Бренд-голос телеканала «Интер» и владелец праздничного агентства «Все для тебе» рассказал, как он поднялся до глубины своего голоса и что он сделает, если достигнет вершин мастерства Левитана.
 
– Юрий, как получилось, что бренд-голос телеканала «Интер» решил заняться организацией праздников?
– Поработав три года ведущим «Все для тебя» (шоу, в котором влюбленные признавались друг другу в чувствах оригинальными способами при помощи телеканала «Интер»), пришла мне мысль: а чего я должен на кого-то работать, учитывая опыт, возможность и имя, которое есть на рынке? Хочется создать свой бизнес. Сделать самое лучшее агентство – оно, в принципе, уже лучшее, только о нем не все пока знают. Через полгодика-годик у людей будет работать четкая ассоциация: если свадьба – значит «Все для тебе».
 
– Тем не менее, вы продолжаете работу на «Интере».
– Да, это уже увлечение, мир, в котором я чувствую себя как рыба в воде. Безумно нравится!
 
– Вы почти 10 лет на «Интере». Расскажите, как попали на телевидение?
– Начинал работать диктором на Областном житомирском радио. Это был ужас и кошмар, потому что каждое утро, в 8 часов, надо было выходить в прямой эфир и говорить: «Говорить Житомир, восьма година, прослухайте, будь ласка, прогноз погоди на сьогодні». На всю жизнь запомнил. В 1999 году провел свой первый эфир на телеканале «Интер» как ведущий «Национальной лотереи». А через пару месяцев был конкурс на место голоса телеканала «Интер», и я его прошел. До сих пор не могу понять, почему.
 
Нет, голос был неплохой, но я совершенно не владел им. Мне сейчас стыдно слушать то, что читал когда-то, 9 лет назад. Не знаю, во что люди верили, как они это могли слушать, но меня оставили, за что всем им огромное спасибо и низкий поклон.
 
– От кого достался в наследство голос?
– Голос дал отец. Он был актером нашего Молодого киевского театра, мама была учительницей украинского языка и литературы, так что все знание языка и особенности голоса передались с кровью и молоком. Светлая память этим людям, они дали очень многое. Та высокая планка, которую они поставили, принципиальность их личных позиций, их совести и морали настолько высоки и хороши, что ниже их мне нельзя опускаться.
 
– Какое у вас образование?
– Житомирский педагогический институт. Преподаватель украинского языка и литературы. Красный диплом. Благодаря моим преподавателям, научился разбираться в языке. Пять лет учился в театральном институте имени Карпенко-Карого на кинорежиссера. Сначала было жестко и тяжело, потому, что первое время хотел доказать, что я могу и я достоин, а потом, когда это доказал, произошло дикое разочарование, поскольку доказывал человеку, которому безразличны мои успехи. Он мне потом об этом и сказал.
 
– А как дикторскому мастерству научились?
– Когда спрашивают, кто были моими учителями, начинаю всегда с Левитана. Слушал, и было безумно интересно, как этот человек передает все настолько правильно, четко, торжественно, но при этом его слушаешь и создается ощущение, что ты за ним идешь, а пока он говорит, отключается все вокруг. Очень много слушал, как работает Армен Джигарханян, Михаил Ромм – если говорить о классиках.
 
Месяца через полтора после того, как я начал работать на телеканале «Интер», моему руководителю позвонила одна женщина, спросила, кто это начитывает в эфире, и взяла мой телефон. Это была Валентина Николаевна – преподаватель театрального института. Мы встретились. И она предложила позаниматься сценической речью. Я, естественно, стал отнекиваться, поскольку денег на обучение не было. Она предложила делать это бесплатно. «Ни о чем не думайте, я просто знаю, что из вас можно слепить нечто», – обнадежила она, и мы начали работать. Старожилы канала помнят, как я стоял в коридоре, повторяя: «Бибиби, бебебе, бабаба, бобобо».
 
Через полгода азы сценречи я освоил. И теперь-то я начал слышать самые обидные для себя слова – когда говоришь, а человек тебя переспрашивает: «Что?» Это было убийство! Как я, диктор, не могу сказать так, чтобы меня поняли!?
 
И еще не могу не вспомнить о моем самом любимом педагоге – Мирославе Леонтьевне Резниченко. Она единственный в Украине специалист, который помогает одаренным людям, стремящимся освоить азы профессии ведущего, потому что она знает весь телерынок, знает, что надо делать, чего – нет, и стоит ли вообще этим заниматься. Низкий поклон всем моим учителям за то, что поверили, поддержали, возились с таким оболтусом, чаще ругали и иногда хвалили. Спасибо.
 
– Но ведь качество донесения зависит не только от мастерства диктора, но и от самого текста?
– Для меня каждый текст – это отдельная страна, в которую ты погружаешься и начинаешь путешествовать. Он может быть в пару строчек, могут быть целые страницы. Причем задача диктора – не просто попутешествовать в этой стране, а еще и передать атмосферу, насколько здесь великолепно. Но самое главное – мысль. Каждый текст непохож на другой, даже если один человек пишет! Хочется не столько внести что-то свое в этот текст, сколько передать то, о чем хотел сказать автор. Хочется работать с хорошими, профессиональными, качественными текстами. Это как хорошие книги, фильмы, люди, вино.
 
– Вы хорошо разбираетесь в языке и литературе, самостоятельно создаете сценарии для шоу и праздников. Может, это писательский дар?
– Я сейчас начал книгу писать. Причем, пишу ночами и не в электронном виде, а от руки – старым дедовским способом. Не зря же говорят, что от этого быстрее развивается мышление. За ночь могу страниц 15 написать. А книга – о свадьбах, о чем же еще?
 
Как режиссер, сценарист и ведущий я снял более сорока признаний. Каждый раз, смотря на человека, придумываешь какие-то интересные ходы, необычные предложения руки и сердца. Поэтому пишу о том пути, который позволит максимально быстро придумать идею самого признания, ведь никто лучше вас не знает вашу вторую половинку.
 
Свадьба – это очень интересная штука. Если разобраться, в своей жизни мы играем свадьбу в лучшем случае два раза, хотя это, конечно, худший случай. Не все могут позволить себе обратиться в агентство, даже если деньги есть, не все знают подводные течения – вот я и хочу дать людям дельные советы о том, как нужно готовиться к этому событию.
 
Как правильно предложить руку и сердце, подготовиться к свадьбе, пройти нелегкое испытание – провести первую брачную ночь (есть даже такой раздел, но он больше шуточный, там тоже будут интересные фотографии). Самое главное – что есть глава, посвященная взаимоотношениям детей и родителей на свадьбе. Людям очень тяжело объяснить, что свадьба для жениха с невестой, а не для старшего поколения. В то же время дети должны уважать мнение отцов. Я хочу дать нормальные, дельные советы, чтобы человек знал, что можно сделать самому, а в чем лучше довериться профессионалам.
 
– А телевизионные амбиции еще остались, снова снимать шоу не хотите?
– Сейчас у меня в загашнике лежит штук 10 проектов. Бери да снимай. Я уверен, что они будут интересны людям, но всему свое время. Рисковать никто не хочет. У нас есть масса интересных проектов, но у нас, как и в России, проблема с хорошими сценаристами. Их можно на пальцах одной руки пересчитать. Действительно, никому не хочется рисковать – потому и покупают проверенные проекты.
 
– Чем бы вы занялись кроме дикторства и организации праздников?
– Я могу преподавать украинский язык, сценречь, дикторское мастерство, только для этого нужно самому засесть за учебники. Наверное, это будет так же, как со мной поступили: я где-то услышу человека, и...
 
– Вам уже доводилось передавать опыт? Своим наставником вас называет Григорий Решетник (голос телеканала «1+1»). Что самое важное в этом деле?
– Самое важное в преподавании – найти достойных учеников. Надеюсь, когда-то я созрею и вернусь к своей первой профессии преподавателя, буду передавать опыт. У меня уже есть ребята, которым я что-то подсказал. Например, голос «Плюсов» Гришка. Парень молодец.
 
– Злоупотребляете голосом вне работы?
– Я много понял о голосовом влиянии на человека, когда прочитал книгу Зюскинда «Парфюмер». Он многое идеализировал, но тем не менее это все действительно возможно. Если бы вы знали, из какого мусора рождаются стихи! В моем понимании высочайший уровень мастерства – это когда что бы ты ни говорил, толпа не меньше тысячи человек будет стоять и молча слушать. Но это мастерство, которое пока никому не удалось постичь – и слава Богу, иначе бы этот сверхчеловек всех прозомбировал. Правда, если бы это был я, то сказал бы: «Ребята, давайте жить дружно!».
 
В жизни голос очень помогает при общении с людьми, особенно с женщинами. Начинаешь говорить на своих субтонах – и уже секунд через 5-10 мы как удав с обезьянкой. Когда я любимой начинаю говорить на ухо, у нее идет мороз по коже.
 
– В бренд-голоса женщин не берут…
– Мужскому голосу больше доверяют, а значит – больше шансов, что его будут смотреть и слушать.
 
– Почему женщины стремятся достичь высот в мужских профессиях?
– Я думаю, что эмансипация родилась из-за мужчин. Женщинам просто пришлось заниматься собственной эмансипацией. Если будет много мужиков, с которыми рядом женщине приятно быть слабой, тогда все будет хорошо. Но их количество уменьшается. Причина тому – в том числе и телевидение. Мужчина должен быть сильным, как бы плохо ему ни было.
 
– Вы считаете себя сильным мужчиной?
– Я, конечно, тоже не подарок – очень требовательный к себе и к людям в силу разных причин. Не могу позволить себе расслабляться, у меня семья, ребенок, будут еще дети, есть любимая, друзья, за которых я отвечаю. У меня есть, в конце концов, кредит, который надо возвращать! Надо все время заставлять себя думать, стремиться и двигаться вперед. Это и сила, и слабость одновременно. Слабость в том, что я раб лампы. Джин может все, но он раб лампы, раб обстоятельств.
 
– А чем бы не стали заниматься никогда, даже по воле обстоятельств?
– Я никогда не буду заниматься политикой, лучше на ней зарабатывать.
 
– Чего вы никогда не скажете в дикторском тексте?
– То, что противоречит моим взглядам. К политикам я вообще никак не отношусь. Были такие «закидоны», якобы Кот читал ролики для каких-то партий... Мне приятно, что меня кто-то подделывает...

Главное в разделе

Бизнес

Валерий Вареница рассказал как на Плюсах изменятся цены на телерекламу в следующем году

Бизнес

Конференция «Медиаправо 2018»: практика применения языковых квот на телевидении и предвыборные законодательные медиаинициативы

Популярное на Телекритике



Дуся

Лигачева, не церемонясь, уволила журналистку после 8 лет работы. Последняя указала на попытки цензуры и «психологический прессинг»

Бизнес

Валерий Вареница рассказал как на Плюсах изменятся цены на телерекламу в следующем году

Дуся

Мишель Андраде и Никита Ломакин были парой

Бизнес

Конференция «Медиаправо 2018»: практика применения языковых квот на телевидении и предвыборные законодательные медиаинициативы