ТЕЛЕКРИТИКА

Александр Коц и Дмитрий Стешин: чьими руками создаются мифы российской пропаганды

Архив

Двое журналистов «Комсомольской правды» на протяжении нескольких месяцев активно пишут о событиях в Украине, используя манипуляции и откровенную ложь. Один из них связан с российскими националистическими организациями, другой в 2006 году пытался повесить российский флаг в Крыму


Александр Коц и Дмитрий Стешин в качестве корреспондентов «Комсомольской правды» побывали в нескольких горячих точках мира - на Северном Кавказе, в Египте, Ливии, Сирии. С декабря прошлого года журналисты публикуют на страницах «Комсомолки» репортажи из Украины. Чтобы представить, на каких взглядах основываются эти репортажи, достаточно ознакомиться с блогом одного из них. 1 апреля 2014 года Дмитрий Стешин в своей жж-страничке написал: «Наладить отношения с Украиной нынешней можно только по одной схеме. Фигурально выражаясь, не спрашивать кротко, в ответ на немотивированную агрессию - "за что вы нас русских так не любите? что мы вам сделали плохого?", а молча и сильно бить в лицо много раз, до установления консенсуса. Других вариантов нет. И не мы в этом виноваты... Не мы начинали и продолжали». Впрочем, для «установления консенсуса» журналисты используют не насилие, а манипуляции и ложь, которые потом это насилие провоцируют.

 

20 февраля в «Комсомольской правде» Дмитрий Стешин и Александр Коц с коллегами Ириной Никитенко и Виктором Канским написали, что «активисты захватили Верховную Раду» после того, как нарушили перемирие. Никакого захвата не было в принципе, более того, во время публикации (08:05 по киевскому времени) этой информации в нескольких километрах от здания парламента, на Майдане, еще продолжалось противостояние. А перемирие 20 февраля было нарушено со стороны милиции. В репортаже из Киева также указано, что «неизвестный стрелок ранил более 20 сотрудников милиции», при этом не указано, что жертвами «неизвестного стрелка» стали несколько десятков митингующих, большинство из которых были безоружными. После значительного резонанса «Комсомольская правда» исправила информацию о захвате Верховной Рады и уволила выпускающего редактора Ирину Никитенко, назвав ее ответственной за ошибку. Остальные манипуляции остались опубликованными.

 

В декабре 2013 года Дмитрий Стешин связал разгон активистов евромайдана 30 ноября с появлением на месте событий фотографа Reuters Глеба Гаранича. В материале «Украино-грузинский Театр драмы и комедии» журналист написал, что разгон затухающего майдана был спланирован и спровоцирован жесткой атакой националистов на «Беркут», а освещали происходящее «неслучайные, проверенные» журналисты. На самом деле, разгон активистов состоялся ночью, когда на площади оставались не националисты, а пара сотен мирных студентов. Фотографа Глеба Гаранича Дмитрий Стешин включил в число «проверенных», обвинив его в монтаже фотографий из оккупированного в 2008 году российскими войсками города Гори. За эти фото журналист Reuters получил награду World Press Photo, и никаких сомнений в их подлинности ни у кого, кроме Стешина, не возникало. Свои обвинения российский журналист подтвердил цитатой из якобы интервью Гаранича Алексею Венедиктову, хотя редактор «Эха Москвы» заявил, что этого интервью никогда не было.

 

Журналисты «Комсомолки» действуют строго в рамках главных месседжей российской пропаганды. 29 января издание опубликовало репортаж Александра Коца и Дмитрия Стешина под названием «Мы пережили холокост, переживем и майдан. Может быть...», (сейчас название текста изменено на «Мы пережили Холокост, переживем и эту смуту»). Поводом для создания этого текста была дезинформация о проявлениях антисемитизма на майдане, распространенная от имени несуществующей организации. Это обращение активно использовали российские СМИ для создания образа антисемитов и нацистов из участников майдана. Среди прочих манипулятивных приемов (подробный анализ) журналисты использовали комментарий одного из героев текста Меира Имре Ландау, главы совета Центра памяти Шломо Натива, чтобы связать идеологию нацизма с идеологией некоторой части активистов майдана: «Это обыкновенный фашистский путч, это обыкновенный реванш бандеровцев и прогитлеровских сил после поражения во Второй мировой войне. Я патриот Украины, я люблю этот край, где я вырос, но я никогда не забываю, что мои кровные родственники были убиты именно бандеровцами в Бабьем Яру, Яновском лагере, в Варшавском гетто и на Агробазе под Мариуполем». На самом деле, действующие во время Второй мировой войны украинские националистические организации не принимали участия в упомянутых событиях, о чём в тексте не сказано. И уж тем более никаких антисемитских настроений во время майдана не было, о чём заявляли сами представители еврейских общин.

 

25 января Коц и Стешин опубликовали репортаж из здания Киевской городской государственной администрации. Поводом для материала послужило заявление экс-министра внутренних дел Виталия Захарченко о якобы пытках взятых в плен милиционеров. Это же заявление было вынесено в название репортажа, только без ссылки на Захарченко: «В Киеве освобождены захваченные в заложники милиционеры. Их пытали в плену», хотя в самом тексте никак не подтверждается существование каких-либо пыток милиционеров.

 

Во время нелегитимного референдума в Крыму журналисты «Комсомольской правды» всячески пытались приуменьшить масштабы бойкота голосования крымскими татарами. В тексте под названием «Крымские татары: Бойкот не состоялся» Коц и Стешин отстаивали тезис, будто крымцы проигнорировали призыв Меджлиса к бойкоту. Само решение представительского органа крымских татар они назвали «политически незрелым». Вместе с тем Меджлис по результатам мониторинга явки заявил о том, что более 95% крымских татар бойкотировало «референдум». Один из лидеров крымцев Мустафа Джемилев подтвердил эти данные и поддал сомнению официальные цифры общей явки и результатов голосования.

 

Тот факт, что Александр Коц и Дмитрий Стешин приехали в Украину не освещать события, а ретранслировать тезисы российской пропаганды и собственные националистические взгляды, подтверждают и некоторые страницы биографий этих журналистов. Например, в 2006 году Александр Коц, тогда уже бывший журналистом «Комсомольской правды», попытался установить государственный флаг России в Феодосии, после чего журналиста задержали украинские спецслужбы и Коц был вынужден покинуть Украину.

 

Дмитрий Стешин работал в журнале националистических взглядов «Русский образ», который был основан одноименной организацией. В 2011 году одного из лидеров этой организации и друга Стешина - Никиту Тихонова - осудили за убийство адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой. Стешин давал показания на суде по этому делу. В частности, он рассказал, что Тихонов не умел обращаться с огнестрелом, хотя сам осужденный еще до этого признался в незаконном обороте оружия.

 

В конце 2009 года на редакцию «Комсомольской правды» напали представители антифашистских организаций, что было реакцией на публикации Дмитрия Стешина. Журналист Олег Кашин так прокомментировал тогда деятельность Стешина: «Существование вот такого феномена в массовой официозной газете само по себе должно было бы стать поводом для какой-нибудь большой дискуссии внутри журналистского сообщества». Дискуссии внутри российского журналистского сообщества тогда, похоже, не было либо она была небольшой. Поскольку сегодня Стешин от имени «Комсомольской правды» приехал в Украину «устанавливать консенсус». И сегодня это должно быть поводом для большой дискуссии уже внутри нашего журналистского сообщества.

 

Публикация создана в рамках проекта Fame and Shame