ТЕЛЕКРИТИКА

«17-й дезинформационный»: как на деньги «Семьи» работает медиа-агентура Кремля

Российская «5 колонна» действует не только через свои официальные каналы, но также и через информационные «прокладки». Их задачей является не пещерная пропаганда в стиле LifeNews, а информационные вбросы для поддержания нужных кремлевским хозяевам тем, а также так называемый «информационный терроризм» — искусственное создание ситуаций (оплаченных акций, провокаций и даже проявления прямой агрессии) для дальнейшего их освещения. Как и печально-известный борец «за правду» Анатолий Шарий, под вывеской незаангажированности, стремления к миру и предоставления публичной площадки для мнения «другой стороны», эти ресурсы занимаются манипуляциями и дискредитацией украинских военных и украинских журналистов. Решением таких задач занят целый ряд ресурсов, например, одиозный холдинг «Вести». Но наиболее грязную работу в этом «кремлевском пуле», который до сих пор финансируется структурами «Семьи», выполняет так называемый «17 канал» — псевдоинформационный ресурс на платформе YouTube, которым руководят экс-журналисты с волчьим билетом в нормальные СМИ и идеологической всеядностью.

 

ПСЕВДОКАНАЛ

 

Последний раз название «17 канал» выстрелило в информационном поле страны совсем недавно, когда именно на этом ресурсе была выложена скандальная видеозапись, на которой человек, похожий на народного депутата Олега Ляшко вступал в половые отношения с мужчиной-фотомоделью. В рамках целого телефильма «Радикальна партія – погляд з Заду» авторы рассказывали о связях Ляшко с криминальным миром и его пиаре на фронте.

 

Однако, это лишь один пример активности этой команды.

 

Официально «17 канал» — это просто сайт на дешевой платформе в интернете и соответствующий акаунт в YouTube. Это не интернет-телевидение как таковое, так как полноформатного вещания у него нет. Ресурс был создан еще в конце августа 2014-го под соусом «молодого независимого СМИ, рожденного Майданом», хотя о планах создания его руководитель Жан Новосельцев заявлял несколько ранее. А уже осенью, после Иловайских событий, на этом ресурсе появлялись  некие Алексей Цепко и Камиль Валетов — фальшивые «представители» батальонов  «Золотые ворота» и «Днепр», которые нагнетали градус истерии и кричали о «зраде» и «нассливают», и даже устраивали показательные «бунты» возле Администрации президента. Отметим, что единственным СМИ, которое «освещало» провокационный «поход Нацгвардии за дембелем на Банковую» осенью прошлого года был именно «17-й».

 

 

Запомним, что именно действия в ключе нагнетания общественной истерии является одним из стратегических направлений деятельности «канала». Однако по-настоящему активно «17-ка» заработала с начала 2015 года.

 

В мае этого года «17 канал» открыто заговорил одними тезисами с «Россия24» и «RussiaToday». Тогда российские СМИ активно муссировали тему «страшных обстрелов Горловки» как информационный повод для показательного «оборонительного удара ополченцев по Марьинке с целью отбросить карателей от мирных городов для прекращения варварских обстрелов». И их киевские колеги с «17-го» ничуть не таясь, высказывали те же «соображения».

 

В целом же критика «гражданской войны», власти как таковой и «экономического убийства Донбасса»  Украиной – это постоянный фон всех «материалов» этого ресурса.

 

Когда тема карателей себя исчерпывает, «17-й» не стесняется сам участвовать в создании провокаций. Чтобы было «за кого заступиться», а россиянам в очередной раз показать «украинский цирк». Классической схемой деятельности в этом направлении является провокационное «Батальонное братство».

 

«4 февраля 2015 года под Администрацией Президента и Министерством обороны произошла провокация для информационных структур РФ, – написал один из бывших сотрудников 17-го канала в блоге «Чумной доктор». — Частично — подставные лица и провокаторы, частично — настоящие военные, спровоцированные этими людьми, а также ряд мелких карманных радикальных организаций устроили массовые беспорядки под зданием администрации с рядом вполне вменяемых, но весьма несвоевременных требований. На следующий день командиры подразделений официально заявили, что не причастны к этим беспорядкам. Мало того — сам Президент на момент игрушечного «штурма» находился не в администрации, а в Харькове, о чем было прекрасно известно организаторам акции, а соответственно сама акция была абсолютно безадресной, а значит — всего лишь информационным поводом. Информационный повод активно «освещали» RussiaToday, LifeNews и 17-й канал».

 

 

Такая же история вышла и с «кредитным майданом». Частично приобщенный к организации этой провокации, «17-й» старательно накручивал градус истерии после вытеснения провокаторов из-под НБУ роликами в стиле: «Милиция жестоко разогнала кредитный Майдан». Отметились представители ресурса и на «третьем майдане» в конце мая 2015-го.

 

 

Стоит отметить, что украинскому зрителю данный ресурс практически неизвестен. Зато в России и среди поддерживающих российскую агрессию украинцев канал пользуется немалым спросом. Буквально в апреле российский пропагандистский телеканал «Россия24» даже посвятил «17-му» целый материал под названием: «Адекватники», где рассказывал о «героях-журналистах 17-го» как о последних честных и незаангажированных журналистах в Украине. А параллельно, не скрывая своей пророссийской риторики, медиа-скандалистка Татьяна Монтян открыто «сватала» этот ресурс жителям «Новороссии». Даже сам ресурс YouTube, который автоматически рекомендует видео на основе предпочтений аудитории, ставит этот ресурс в один ряд с НТВ, «Россия 24» и каналом Анатолия Шария.

 

 

Программы, которые выпускает «17 канал» являются прекрасными примерами манипуляций

 

Вот для примера, тематика выпусков программы «Запретный Донбасс» вышедших в последний месяц: «Стих сквозь слезы маленькой жительницы Алчевска» — это история о жалости к страдающему от украинской армии населению Донбасса; «Новые номера для авто в ДНР» — это уже в поддержку кремлевского тезиса: «Без Украины жизнь в республиках налаживается». «Обстрелы Донецка» — конечно, «кровавыми укропами»; «Заседание клуба фантастики ДНР»- рассказ о том, что не все, кто поддержал так называемую «ДНР» — маргиналы. И так далее. Ну, а чтобы всегда можно было прикрыться украинским флагом — «Волонтеры передали вышиванки для бойцов в АТО».

 

Нельзя не упомянуть также и программу «Версии». Ее ведет родной брат известного журналиста «Громадського ТВ» и видеорежиссера Богдана Кутепова — Алексей Кутепов. «Версии» строятся на диалоге самого ведущего и «экспертов». А «экспертами», в подавляющем большинстве, выступают либо сотрудники самого канала, либо участники и организаторы проплаченных акций, например – провокатор с легендой «лидера радикальной группировки «Нарния» Олег Челомбитко или уже упомянутый выше, самозванец-«боец батальона Днепр» Камиль Валетов.

 

Вот список тем одной из последних программ, которая вышла около 3 недель назад:

  • Британия хочет выйти из ЕС. Как измениться Европа?
  • Зачем Украине блокада Приднестровья? Кто и зачем убил Алексея Мозгового?
  • Как в картину событий вписывается возможный дефолт Украины?

Мало того, что темы полностью совпадают с тематикой российских СМИ, еще и тезисы «эксперты» высказывают именно так, что Соловьеву и Киселеву остается только аплодировать стоя. Говорят и о «кризисе в ЕС», где «никто не хочет Украину», и о «жестоком притеснении Приднестровья» и про «украинскую ДРГ, которая убила Мозгового» и, разумеется, про дефолт, которым Украину пугают уже больше года.

 

 

Есть у «17-го» и «общественный сегмент» – программы цикла «Без парканів». Суть такова: «журналисты» ресурса приезжают к чиновникам домой и вроде как рассказывают о их личных богатствах. Задача – максимально оскандалиться. Так, в августе провокаторы поехали в гости к Порошенко и начали демонстративно красить его забор в цвета украинского флага. Когда охрана попыталась это пресечь визитеры, среди которых виден и Камиль Валетов (который, по его словам, в этот момент должен был находиться на фронте) оскандалились, обиделись и сделали вывод, что власть не изменилась. Интересно, правда, чтобы с ними сделала охрана Януковича, если бы провокаторов застали за тем же занятием в Межигорье?  Обидно то, что многие политики, которые уже успели принять участие в этих программах, например, мэр Львова Андрей Садовой, даже не удосужились проверить, кто именно и с какой целью к ним приехал.

 

А под соусом «мусорной люстрации», провокаторы «17—го» убирали мешающих хозяевам чиновников. Более того, некоторые «журналисты» канала принимали активное участие в показательных избиениях чиновников на камеру.

 

Сотрудник «17-го» Сергей Капустян принимает участие в «народной люстрации». Скриншот Андрея Дзиндзи из блога «Чумной «Доктор»

 

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ТЕРРОРИЗМ И МЕЛКИЕ ПАКОСТИ

 

Еще одним очень важным сектором деятельности этого ресурса являются скандальные вбросы, призванные помочь в дискредитации власти. Как думаете: кто первым опубликовал материал о ДТП с участием сына Порошенко на Крещатике? А кто сделал первые фотографии с места убийства Олеся Бузины, уже через 3 минуты после убийства? Правильно: «17-й».

 

Они же состряпали и выложили последний скандальный ролик с Ляшко. Причем, как удалось выяснить «Четвертой Власти» в среде черных пиарщиков, на ролике с Ляшко, руководство «канала», соответственно, Жан Новосельцев и Андрей Павловский решили заработать лично, без ведома и разрешения основных «хозяев», которые заказывали провокацию. Именно этим и объясняется тот факт, что сюжет полностью смонтирован на «17-м», а выложен на других ресурсах. Впрочем, ни Новосельцеву, ни его коллеге Павловскому не привыкать к подобным грязным оборудкам. Но об этом чуть ниже.

 

Помимо политиков, не забывают и об общественных деятелях и журналистах. Например, в марте 2015-го этот ресурс произвел фейковое вручение несуществующей «премии Геббельса» от  лица мифических общественных организаций известным украинским журналистам Виталию Гайдукевичу, Богдану Буткевичу и другим, а также министру информационной политики Юрию Стецю. На кого был ориентирован этот вброс? Буквально через пару минут текст был разобран российскими каналами и смаковался там в течение нескольких недель.

 

Вишенка на торте – это так называемые «телемосты», которые «17-й» с большой частотой проводит с оккупированными Донецком и Луганском. Все темы и фразы, опять-таки, в голос с кремлевским СМИ. Чего только стоит кривая попытка объяснить наличие российских военных — «представители  «ЛНР» назвались россиянами, спасая свои жизни» или «задержанные бойцами «Айдара» военные могли сказать, что они представители ГРУ РФ, опасаясь за свои жизни». В качестве участников телемостов с «той стороны» выступают совсем не рядовые жители, а лидеры террористических формирований: Мозговой (ныне покойный), Ходаковский, Плотницкий и .т.д.

 

 

А как не вспомнить поездки уже неоднократно упомянутой Татьяны Монтян в сопровождении «журналиста» «17-го» Дмитрия Филимонова в «ДНР/ЛНР», где они встречали полное содействие сепаратистов и даже взяли интервью у ныне убитого в междоусобных разборках Алексея Мозгового.

 

Сотрудник «17-го» Дмитрий Филимонов и главарь бандформирования «Призрак» Алексей Мозговой

 

Филимонов вообще стал завсегдатаем в оккупированном Донецке, живя и работая в прямом эфире (!) по нескольку недель и даже пописывал у себя в Facebook иезуитские записи типа: «Украинские журналисты, где Вы? Почему не тут, в Донецке, Луганске, Донбассе? Приглашаю всех желающих. Тех кого знаю лично готов оплатить Ваше передвижение и проживание (интересно – откуда такие средства – ред.). Мне необходимы тут наличные, квадракоптер и еще кое-что. И самое главное — уникальная возможность увидеть происходящее своими глазами. И делать выводы с места событий, а не сидя дома. Вместе будем искать российскую армию. Вместе будем разбираться с тем, кто обстреливает города. Сейчас я тут один».

 

 

Каким образом и почему люди, для которых украинские СМИ  — враги, преспокойно принимают участие в программах, вроде бы, тоже украинского СМИ – вопрос. Ответ на который становится очевиден, если разобраться в том, кто финансирует и кто работает на этом «канале».

 

ДЕНЕЖНЫЕ ГУМАНИСТЫ

 

Руководителем и идейным вдохновителем проекта является бывший журналист канала «1+1» Жан Новосельцев. Ранее он был ведущим известной программы «Гроші». Однако весной прошлого года был со скандалом и позором изгнан с канала. В связи с, цитируем официальный пресс-релиз, «подозрениями в сотрудничестве Жана Новосельцева с другими медиа-компаниями (Гром.TV, канал 112), обвинениями МВД по связям Новосельцева и его проекта «Гром.TV» с экс-министром внутренних дел Захарченко и его поверенным лицом Зубрицким. К сожалению, по данным расследования МВД и службы безопасности канала «1+1», подозрения такого сотрудничества подтвердились».

 

Жан Новосельцев во время одного «телемостов» с оккупированными территориями

 

«Мы разочарованы и расстроены поведением Жана, — отметил руководитель Департамента журналистских расследований «1+1» Максим Шиленко. — В ситуации необъявленной войны, в которой сейчас оказалась страна, нам жаль, что Новосельцев своими заявлениями от лица программы способствует силам, которые разрывают Украину на куски».

 

Итак, речь идет о сотрудничестве с медиа-ресурсами, которые на деньги сбежавшей, но все еще богатой «Семьи» работают на интересы Кремля до сих пор. Кстати, любопытно напомнить, что упомянутый продакш «Гром.TV», который основал и раскручивал Новосельцев – это тот самый «сливной бачок», который тогдашняя власть запустила в ответ на старт «Громадського» в декабре 2013 года. И отметился он грязными вбросами, которые, впрочем, оказались банальной клеветой – например, историей о проститутках на Майдане, якобы избиении активистами фальшивой девушки-волонтера, которая вроде бы собирала деньги на детский дом. Самой известной провокацией этого продакшна была история про «пыточные в подвалах захваченного КМДА». Про канал «112» написано и сказано также достаточно.

 

 

Как заявили «Четвертой Власти» источники на канале «1+1», Новосельцев – достаточно известный «джинсовик» (человек, делающий заказные материалы под видом честного расследования – ред.), который сотрудничал с «семейными» структурами несколько лет. Однако именно во время Майдана он перешел уже все грани. Поэтому его роль в возникновении «17-го» не удивляет.

 

Главный продюсер канала – Андрей Павловский, коллега Новосельцева на «1+1» , откуда его уволили вместе с Новосельцевым. От этого человека тянется еще одна интересная ниточка – напрямую к главному пропагандистскому рупору Кремля «LifeNews», который не раз тесно сотрудничал с «17-м». Осенью пришлого года в сеть попало видео, где Павловский требует свой гонорар 400 евро с российского канала за работу на него. Этот ролик он снимал, чтобы испугать работодателей, которые задержали платеж своему сотруднику.

 

 

Павловский же привел к Новосельцеву своего друга – выездного «журналиста канала» – упомянутого Дмитрия Филимонова. До «17-го» Филимонов уже работал на «семейных» интернет-ресурсах типа Fraza.ua. А еще проходил подозреваемым по делу о торговле людьми. Стоит ли удивляться, что дело замяли? Зато нынче Филимонов активно сотрудничает с «LifeNews» и боевиками, открыто хвастается дружбой с покойным Мозговым и спокойно катается через Москву на оккупированные территории, живя в Киеве.

 

Дмитрий Филимонов со своими российскими друзьями из LifeNews. Коллаж из блога «Чумной Доктор»

 

Внештатный оператор канала и «журналист» «Джон Траст» – активный сторонник русского мира. Как уже говорилось выше — ведет активную пророссийскую пропаганду и снимает материал для всевозможных пророссийских пропагандистов от «LifeNews» до Анатолия Шария. С Новосельцевым у Траста есть общая черта. Они приторговывают снятым материалом «налево». Так иногда «эксклюзивных» в сюжетах Шария появляется материал «LifeNews», а в «эксклюзиве» LifeNews – материал «17-го». По информации «Четвертой Власти», именно этот человек курирует съемки на оккупированной территории.

 

 

Шеф-редактор Алексей Кутепов – еще один пример «обиженного и недооцененного», который решил, как выразился в личной беседе один из его бывших коллег, «отомстить всем».

 

«Шеф-редактор» «17-го» Алексей Кутепов (слева) и «главный продюсер» Андрей Павловский (справа)

 

Однако остается вопрос – чьи деньги. Вот тут и предлагаю вспомнить уже много раз упомянутого Камиля Валетова – куратора силовых акций «17-ки» и фальшивого «батальонного братчика», который обеспечивал информационную поддержку этой провокации. По оперативной информации правоохранительных органов, которую нам удалось получить, этот человек до революции был в составе охранных структур, близких к Сергею Арбузову, а в 1990-е – бойцом одной из киевских криминальных бригад. Кстати, любопытно, что Валетов активно также появлялся и на канале «112».

 

 

Сергей Арбузов скорее всего и является спонсором «17 канала». Как известно, во времена Януковича он имел достаточно мощный медиа-пул – например, телеканал БТБ, газеты «Взгляд» и «Капитал» и многие другие издания. А также считался неформальным «главным по СМИ» в «Семье» и, по слухам, теперь все его медиа-ресурсы напрямую используются Кремлем в информационной войне против Украины.

 

«17-й» является его детищем в плане финансирования, и кадров, хотя используется уже совсем другими людьми. Валетов, вероятно, является одним из связующих звеньев между Арбузовым и «17-м каналом». Также этот персонаж ошивался в структурах Виктора Медведчука — собственно, как уже доказали журналисты, все движение «Батальонного братства» создавалось под чутким руководством друга российского президента.

 

Сергей Арбузов

 

Не менее интересное звено, связывающее одновременно боевиков, Арбузова и «17-й» — коммерческий директор канала Екатерина Трубникова. Она выросла и училась в Донецке. Работала в юридических фирмах, напрямую связанных с «Семьей». Когда в родном городе стало неспокойно, Екатерина перебралась в оккупированный Крым, где ей и «сосватали» директорство на «17-м». В тот момент, когда ее родственник – Николай Хардиков (с которым она дружит в Facebook), остался в Донецке и даже успел поработать в «правительстве» так называемой «днр» целым «министром информации».

 

Очевидно, кураторы «17-й канала» создали этот медиа-ресурс для сценария, который, судя по всему, и будут пытаться реализовать. Сейчас обугленный и испепеленный Донбасс на условиях, выгодных Кремлю, ограбив и использовав, попробуют впихнуть назад в Украину. Зачем «Семье» там своя аудитория? Конечно, для раскачки собственных политических партий – очередного реванша «Партии Регионов», в которую вместе с бывшими регионалами и войдут уже раскрученные на своих медиа-ресурсах персонажи. Ну, а если Путин передумает, то всегда можно вернуться к дискредитации Украины.

 

Главная опасность «17-го канала» и аналогичных ему структур состоит в том, что они действуют не открыто, как российские средства массовой дезинформации. Наоборот, сотрудники подобных ресурсов стараются везде подчеркивать свою якобы аполитичность, приверженность журналистским стандартам с их «второй позицией», попутно внедряя в головы зрителей нужные кремлевской пропаганде месседжи.

 

Наихудшее, что многие политики и лидеры общественного мнения в своей болезненной гонке за эфирами, успели посотрудничать с провокаторами из «17-ки». И об истинной подоплеке их деятельности следует говорить уже сейчас, пока ресурс не приобрел статус респектабельного, честного СМИ.

 

Сергей Повзун, Олег Челахов («Чумной Доктор»), «Четвертая власть»

Главное в разделе

Бизнес

Провайдеры, вещатели и «Зеонбуд»: отсутствие регуляции и запуск платного пакета эфирной цифры

Бизнес

Pay TV vs Free TV. Как телегруппы строят рынок Pay TV и почему 2019-й будет переломным

Популярное на Телекритике



Бизнес

Провайдеры, вещатели и «Зеонбуд»: отсутствие регуляции и запуск платного пакета эфирной цифры

Бизнес

Pay TV vs Free TV. Как телегруппы строят рынок Pay TV и почему 2019-й будет переломным

Дуся

Сушко написала прощальный пост

Дуся

Лигачева, не церемонясь, уволила журналистку после 8 лет работы. Последняя указала на попытки цензуры и «психологический прессинг»