ТЕЛЕКРИТИКА

Инна Ковтун: «Если власть и дальше будет выдавливать экономически активных людей из бизнеса, у деловой прессы не будет перспектив»

Отсутствие дешёвых инвестиций, читателя и рекламы для запуска новых изданий в деловом сегменте и тенденция размывания концепции деловых СМИ до изданий «общего интереса» в перспективе двух-трех лет. Так характеризует реалии рынка главред «Деловой столицы», - одного из пионеров украинской деловой прессы, стартовавшего 10 лет назад. В прошлом году «ДС» одной из первых ввела платный доступ к своим материалам в интернете. Об этом опыте, перспективах деловых изданий в онлайне и в принте, монетизации и нюансах взаимоотношений с собственниками Инна Ковтун поведала в интервью «МедиаБизнесу»

 

 - Участившиеся в последнее время конфликты «собственник-главред» (Газета по-киевски, KyivPost) - в чем видите причину? Экономика, политика, личный фактор, другое?  Где, на ваш взгляд, граница полномочий собственника и существуют ли пути избежания таких конфликтов?

- Думаю главная причина таких конфликтов - экономическая. Издания, о которых вы говорите, были убыточными даже до кризиса, а кризис сделал эти убытки неподъёмными для издателя. СМИ - это такой же бизнес, как и любой другой, и если он убыточен, то есть не востребован ни читателем, ни рекламодателем, его просто надо закрывать и пробовать что-то другое. Особенно если он убыточен уже несколько лет. Умный издатель и умный главред это понимают.

 

Кризис лишь обострил внутреннее противоречие, изначально заложенное в издательском бизнесе. Где собственник ориентирован на финансовый результат, то есть доходность издания, а главный редактор - на качество продукта. Без хорошего финансового результата не на что содержать издание, без хорошего продукта не получить финансовый результат. Если у обеих сторон есть понимание необходимости такой синергии и отношения выстроены правильно, оба работают на общий результат. 

 

Личный фактор тут не более важен, чем в любом другом бизнесе. И зачастую под «личным фактором» опять-таки скрываются финансовые отношения между издателем и главредом. Избежать конфликтов можно, если перестать тянуть одеяло на себя. Издателю надо понять, что его главный актив в газете - это не столы и компьютеры, а творческий коллектив. И любое вмешательство в производимый этим коллективом продукт кардинально вредит его же бизнесу. А главредам стоит повернуться лицом к рынку и прекратить занимать иждивенческую позицию.

 

- Ситуация с рекламой в прессе докризисного этапа и сегодня: насколько велико отставание, по Вашим оценкам? Как скоро оно ликвидируется и исчезнет ли вообще?

- Рекламные бюджеты в прессе за два года сократились очень сильно. И в этом году ситуация хуже, чем в прошлом и позапрошлом. Поэтому говорить о какой-то тенденции восстановления докризисных объёмов не приходится. Пока не будет оживления в экономике, не будет и оживления на рекламном рынке. А его и близко не наблюдается.

 

- Как Вы оцениваете перспективы деловой прессы в Украине как таковой? Ваш прогноз: сокращения/появление новых СМИ в этом сегменте, путей развития деловых СМИ (контент, приложения), их монетизации. Вопрос конкуренции и окупаемости изданий в реалиях современного медиарынка в целом.

- Деловая пресса существует не сама по себе, а для читателей, которые занимаются или интересуются бизнесом. То, что мы наблюдаем сейчас, это уничтожение наших читателей как класса. Если власть и дальше будет идти по пути выдавливания экономически активных людей из бизнеса, то у деловой прессы вообще не будет никаких перспектив. Сначала задавят единоналожников, потом возьмутся за компании покрупнее... Бессмысленно выпускать газету в 10-ти экземплярах для 10 олигархов. Поэтому, если так пойдёт и дальше,  деловые издания вынуждены будут уйти с рынка. Писать будет не о чем и не для кого, а рекламные бюджеты уйдут туда, где будет читатель. Ну а пока конкуренция за оставшиеся в деловом сегменте деньги будет очень жестокой.

 

Думаю тенденции, которые мы будем наблюдать в ближайшие 2-3 года это: размывание концепции деловых СМИ до изданий «общего интереса» (что уже сейчас происходит), уход части СМИ (прежде всего ежедневных) в интернет, попытки монетизации контента в интернете, запуск специализированных смартфонных и планшетных приложений и уход «в планшеты» части рекламных бюджетов. Запуска новых изданий в деловом сегменте не будет: для них нет ни дешёвых инвестиций, ни читателя, ни рекламы.

 

- В июле 2010 вы ввели платный доступ к материалам сайта ДС: каковы результаты? Сколько на сегодня подписчиков? Будете ли расширять эту практику, модернизировать систему? Перспективы платного доступа к интернет-изданиям в украинских реалиях.

- Мы ввели платный доступ только к части статей «ДС», размещенных на сайте. А также плату за доступ к статьям из архива. Сейчас примерно треть материалов находится в платном доступе и две трети в бесплатном. Оплатить подписку можно через систему платежей portmone.com. Результатами мы довольны. На сегодня у нас 105 подписчиков на полную версию газеты и 46 подписчиков на архив. Впервые за долгие годы существования сайта он начал приносить доход. Думаю по этому же пути мы и будем его развивать. Хотя для нас, как аналитического еженедельника с дорогим контентом, более перспективным с точки зрения монетизации стало бы не развитие интернет-версии, а реализация приложения для мобильных устройств. Так или иначе за ними будущее.

 

- Может ли интернет-версия «прокормить» себя самостоятельно или все же имеет шансы только в «пакете» с печатным изданием? Насколько необходима такая «связка»? Пару слов о взаимопересечении ваших подписчиков на принт и интернет.
-
Смотря о каких изданиях идет речь. Если мы говорим о деловом сегменте, то нет, не может. Деловому изданию никогда не добиться достаточно высокой для окупаемости посещаемости по причине изначально узкой потенциальной аудитории и высокой себестоимости производства контента. Единственная возможность хоть что-то зарабатывать на онлайновом издании сегодня - это нагонять на него «левых» посетителей с траффикогенераторов и копипастить новости у коллег. Но тогда я не понимаю ценности таких «контактов» для рекламодателя.

 

Печатным изданиям читатель больше доверяет, ведь интернет-издания реально не несут никакой ответственности ни за ошибки, ни за клевету, ни за плагиат. У нас именно принт продвигает онлайн, а не наоборот. Да и стоимость рекламы в газете и интернете просто несопоставима.

Наши подписчики печатной версии получают полный доступ к текущим номерам в интернете. Для этого им нужно запросить и получить пароль. Но этой возможностью воспользовалось менее 1% наших подписчиков.

 

- Подписка/реклама в принте/спонсорство/платный доступ/другое - как сейчас соотносятся эти направления в структуре доходов? Как меняется динамика за последнее время?

- Реклама по-прежнему приносит главную часть дохода. Поступления от продаж (подписка и розничная реализация) - вторая составляющая. Спонсорство мы практически не практикуем, а платный доступ позволяет окупать текущие затраты на функционирование сайта.

 

- Печатная ДС: будет ли меняться тираж издания, количество полос, штат (каков он на сегодня)?

- Нет, ничего менять не будем. Все перемены в дизайне и штате недавно уже произошли. Сейчас в штате «ДС» 10 журналистов и 7 редакторов, включая меня. Летом, из-за падения деловой активности, традиционно немного ужмёмся в объёме, а осенью, соответственно, расширимся.

 

Ярослава Наумова, «МедиаБизнес» 

Фото - http://www.mediabusiness.com.ua

 

Главное в разделе

Бизнес

Валерий Вареница рассказал как на Плюсах изменятся цены на телерекламу в следующем году

Общество

Канал «Украина» объявил кастинг на шоу по формату The Brain

Популярное на Телекритике



Бизнес

Валерий Вареница рассказал как на Плюсах изменятся цены на телерекламу в следующем году

Бизнес

Конференция «Медиаправо 2018»: практика применения языковых квот на телевидении и предвыборные законодательные медиаинициативы

Бизнес

Нацсовет проверит новый телеканал Мураева из-за самовольного изменения логотипа, формата и программной концепции

Общество

Канал «Украина» объявил кастинг на шоу по формату The Brain