ТЕЛЕКРИТИКА

Александр Прогнимак: Обещают слабые. Сильные - работают!

Архив

Александр Владимирович Прогнимак — председатель постоянной комиссии Киевсовета по вопросам культуры и информационной политики — работает в городской законодательной власти уже второй созыв. Ему известно многое о том, что происходит в столице, но, как и полагается человеку армейской закалки, информацией делится осторожно. «Киевсовет работает не менее эффективно, чем в прошлом созыве, — говорит Александр Владимирович. — А не ошибается только тот, кто ничего не делает».

 

«Нужно выбирать лучшего, только и всего!»

 

Как вы считаете, Александр Владимирович, какой мэр нужен Киеву сегодня?

— Тут все достаточно просто: конструктивный, работоспособный, хороший управленец и хозяйственник. Только не «профессиональный пиарщик».

 

Как все это совместить в одном человеке?

— Нужно выбирать лучшего, только и всего! Я одного не понимаю: почему мы обсуждаем вопрос о новом мэре? Что-то я ничего не слышал о том, что были назначены новые выборы городского головы. Законодательно это сделать очень сложно, и только решение Верховной Рады может инициировать процесс.

 

Но ведь в предвыборных программах некоторых партий, пришедших в парламент, был этот пункт.

— О, программы партий не всегда выполняются, потому что обещать легко, а работать трудно! Все-таки сейчас происходят стабилизационные процессы на общегосударственном уровне, так что, поверьте, скоро наступит политическое облегчение и в Киевсовете.

 

«Киевские коммунальные СМИ качеством работы только позорят своего учредителя — Киевсовет»

В состав муниципальных СМИ входят несколько газет, радиостанция, телеканал, несколько интернет-порталов, а также некоторые резервы наружной рекламы. То есть инструмент в руках Киевсовета — значительный. В то же время муниципальные СМИ прославились не творческими свершениями, а огромным количеством скандалов. Может, у семи нянек дитя без глаза? Кто все-таки является «распорядителем бала» — Черновецкий, Басс, Бектурсунов, профильная комиссия, топ-менеджеры?

— Коммунальные СМИ, как инструмент Киевсовета, действительно могут стать эффективными, но при одном условии — продукт должен быть качественным. Пока что это пустая трата бюджетных денег. Проекты общенационального масштаба, такие как «Голос України» или «Урядовий кур’єр», отвечают требованиям, которые предъявляются источникам официальной информации, и бюджетные затраты на них оправданы. А коммунальные киевские СМИ качеством работы только позорят своего учредителя — Киевсовет. Что касается «семи нянек», то здесь тоже все понятно: за этот участок работы отвечает Казбек Бектурсунов — более бездарного медиаменеджера я в своей жизни не видел! Он совершенно беспринципный человек, и очевидно, что с такими советниками мэру очередные выборы не выиграть.

 

Что вы вкладываете в понятие бездарности? Господин Бектурсунов производит впечатление человека весьма успешного.

— В его личные интересы не входят интересы Киевсовета — вот в чем дело. Нас интересует качество продукта. Бектурсунов около года занимается усовершенствованием киевских СМИ, повышением уровня профессионализма их работников. И что же? Результат абсолютно обратный — если раньше киевские муниципальные газеты хотя бы выглядели как официальные издания, то теперь они больше похожи на бульварную прессу самого низкого пошиба. Как говорят депутаты, руки после них черные становятся.

 

Что же это за система, которую может разрушить один человек?

— Я общался с мэром, он тоже видит проблему. Общими усилиями Киевсовета и КМДА мы наведем порядок и в этой сфере.

 

Создание медиахолдинга на базе муниципальных СМИ провозглашено давно, но де-юре не состоялось. Почему?

— Потому что есть такая проблема: на сегодня механизм отчуждения государственной собственности не урегулирован. И решение о создании медиахолдинга пока невыполнимо.

 

Вы лично голосовали «за» или «против» этого решения?

— С большими колебаниями, но «за». Я не вижу ничего плохого в привлечении частного капитала для развития муниципальных СМИ. Но с условием — у Киевсовета должен быть контрольный пакет. Только бы нашелся менеджер, который в состоянии это сделать. Не набивать себе цену, не обещать золотые горы, а просто сделать. Проблема, как всегда, в кадрах.

 

Какова цель создания холдинга? Вы утверждаете: для того, чтобы перевести управление СМИ на ручное. Чье именно? В чьих руках окажется медиахолдинг после приватизации?

— Это пока не совсем ясно, поскольку ни от кого невозможно добиться хоть какой-нибудь информации. Никто еще не видел ни проектов учредительных документов холдинга, ни механизма реорганизации муниципальных СМИ, ни перечня акционеров. Когда риски для киевлян будут определены, наша комиссия решит, противостоять или нет таким инновациям. Пока же киевская власть на все запросы профильной комиссии отвечает формальными отписками.

 

В недавнем своем заявлении вы подчеркнули, что считаете непрофессиональной работу журналиста муниципальной газеты, который переврал 12 фактов вашей биографии. В частности, по вопросу владения землей на Жуковом острове. Почему? Это вопрос непрофессионализма или все-таки результат вашего конфликта с менеджментом этих СМИ?

— У меня не было никаких конфликтов с представителями коммунальных СМИ, хотя бы потому, что их трудно запомнить. Слишком уж часто они меняются. Никаких поводов для наезда не было, и я с большим удивлением нашел в одной из городских газет материал о себе, скомпилированный из надерганных из Интернета фрагментов моих высказываний. Это меня удивило, потому что я открыт для общения с журналистами и не найдет меня только ленивый! Подобные материалы — это результат сильной заполитизированности Киевсовета, разменная монета в политической игре. А к Жуковому острову я не имею никакого отношения.

 

Черный пиар?

— Совершенно верно, у нас проблема некорректной подачи информации вышла уже на государственный уровень. Хорошо, что люди изжили постсоветский синдром и начинают понимать: газета не Уголовный кодекс и полностью доверять ей нельзя.

 

«Беспокоиться за частные музеи не нужно»

Вы считаетесь отцом-основателем первого в истории Киева муниципального театра. Чем муниципальный театр отличается от всех остальных?

— У нас есть мечта — сделать театр «Киев» при Киевсовете визитной карточкой города. Именно в этом предназначение муниципального театра. Но это огромный труд, ведь театр — как ребенок, им нужно постоянно заниматься, растить, поддерживать.

 

Должен ли такой театр приносить доход?

— Это не самоцель, хотя деньги никому не помешают (улыбается). Я считаю, что даже если в зале будет хотя бы три зрителя, он все равно должен работать. Хотя у нас такого еще не случалось — в нашем театре всегда аншлаг.

 

На каком языке ставите спектакли?

— Пока только на украинском. Вот и мою пьесу «Фракция» специально перевели для постановки в театре «Киев».

 

Депутат-драматург — это замечательно: можно узнать правду о том, что происходит во власти. Лесь Подервянский говорит, что в вашей пьесе есть «народний зміст, який чіпляє»... Знаю, что вы собираете материал для новой пьесы. Название уже придумали?

— Не только название — уже через пару месяцев я могу вам дать почитать гранки новой пьесы. Это будет трагикомедия с простым названием «Фракция-2». В ней фигурируют узнаваемые персонажи Киевсовета и некоторые руководители города.

 

Вы увлекаетесь книгами, иконами, живописью, старинными картами. Что это — защитная реакция от «ужаса обыденного существования»? Реализация творческого потенциала? Вложение капиталов?

— И то, и другое, и третье, а что важнее — не могу сказать.

 

Во всем мире частные коллекции становятся основой для национальных музеев. Есть ли перспектива для подобной тенденции в Украине?

— У нас есть много великолепных частных коллекций — например, у господина Таруты, у господина Пономарчука. Кроме того, существует целый ряд людей, владеющих коллекциями мирового уровня, которые не хотят светиться, им тяжело выйти из тени. Ведь законодательство в этой области практически отсутствует. Нет нормальных законов о ввозе-вывозе культурных ценностей, о меценатстве. Часто меценатская деятельность коллекционера принимает извращенные формы. Поэтому прежде всего должна быть создана законодательная база, а потом можно будет говорить о национальных музеях.

 

Жалобы на отсутствие законов давно стали общим местом. По вашему мнению, почему их не принимают?

— Если я скажу правду, она не всем понравится. Чтобы принять качественный закон, его должен качественно подготовить профильный комитет, а это большой труд. Нужен энтузиаст, готовый создать и провести этот закон, потратить на него время и силы. Пока такой человек в Верховной Раде не нашелся.

 

Неужели все так просто?

— Нет, наоборот, сложно! Я уже говорил, главная проблема — это кадры и желание работать.

 

Но тем не менее, вопреки всему, в Украине существуют частные музеи. Как им удается выжить, ведь карман, даже самого богатого человека, не бездонный?

— Беспокоиться за частные музеи не нужно. Они существуют на частные капиталы, и их заработали люди, которые отлично знают цену деньгам, умеют ими управлять. Зачастую частные музеи живут лучше государственных.

 

Есть два вида коллекционеров: скупые рыцари, получающие наслаждение от самого факта обладания, и щедрые герцоги, которые с удовольствием делятся с людьми своими сокровищами. К какому типу вы относите себя?

— Ко второму. Именно поэтому к Новому году мы планируем закончить строительство культурного центра «Алекс Арт Хауз» на Подоле, на улице Хоревой.

 

А что вы вкладываете в понятие культурного центра?

— Знаете, раньше в каждом селе был клуб, и он был культурным центром. Что-то подобное нужно и для столицы, но, конечно, на другом уровне. У нас будут музеи старинной книги, иконы, картографии и живописи. Будет галерея, музей частных коллекций, реставрационные мастерские, в том числе и учебные. Но самое главное — в нашем центре смогут собираться коллекционеры, люди искусства, ведь самое большое удовольствие для них — это возможность общения с себе подобными. Мы планируем проводить ежемесячные выставки, аукционы, другие мероприятия, интересные для разных слоев общества. То есть это будет точка притяжения для тех, кому небезразлично искусство, — открытый клуб для всех киевлян. Приходите на открытие!

 

Блиц с Александром Прогнимаком

 

Вы согласны с утверждением, что бывших офицеров не бывает?

— Согласен.

 

Какие неписаные законы военной жизни вы взяли с собой в мирное время?

— Ответственность за все, что происходит, справедливость, ясность в управлении процессами и людьми.

 

Выполнения приказа требуете без обсуждения?

— В гражданской жизни это не приказ, а распоряжение. Но выполнения требую.

 

Что вам дала служба в Афганистане? А что забрала?

— Дала силу духа, непотопляемость, систему ценностей, в которой духовное всегда важнее материального. Забрала — юношеский максимализм и навсегда сняла розовые очки. А еще с тех пор я ничего не боюсь.

 

Вы несколько раз круто меняли свою жизнь: служба, бизнес, теперь политика… Что оставалось неизменным, благодаря чему вам удается держать «линию жизни»?

— Повышенная требовательность к себе. Меня ведет вперед стремление к самосовершенствованию. Я отношусь к тем, кто идет медленно, но уверенно, не теряя направления и всегда вверх.

 

Вы часто называете себя человеком, который любит ясность и дисциплину. Насколько вы терпимы к окружающим?

— Требую от других не больше, чем от себя.

 

У вас часто просят деньги?

— Часто.

 

Как вы к этому относитесь?

— С пониманием.

 

Готовы пойти на безрассудный и опрометчивый поступок, например, из-за женщины?

— Да, готов.

 

Вы приближаетесь к круглой дате. Находите у себя симптомы «юбилейного синдрома»?

— Если бы не вопрос, я бы и не вспомнил о юбилее (улыбается). Никакого синдрома — у меня большие планы и полно сил.

 

Боитесь ли будущего?

— Я верю, что оно будет хорошим, потому что сочетание духа и силы непреодолимо.

 

Умеете ли получать от жизни удовольствие?

— Только этим я и занимаюсь все время! (Смеется.)

 

Справка ПЛ

 

Прогнимак Александр Владимирович

 

Родился 2 января 1958 года в Донецке. Окончил Киевское суворовское училище, Донецкое высшее военно-политическое училище инженерных войск и войск связи, учился в Военной политической академии имени В. И. Ленина.

 

17 лет служил в Вооруженных Силах СССР, воевал в Афганистане.

 

Воинское звание — полковник.

 

1992 год — начал заниматься бизнесом.

 

2002 год — избран депутатом Киевского городского совета IV созыва.

 

2006 год — избран депутатом Киевского городского совета V созыва.

 

2007 год — признан лучшим депутатом Киевсовета.

 

Награжден орденом Богдана Хмельницкого III степени.

 

Начальник Государственного управления охраны окружающей природной среды в городе Киеве.

 

Глава постоянной комиссии Киевсовета по вопросам культуры и информационной политики.

 

Доктор философии в области права.

 

 

Разговаривала Полина Толмачева, «Публичные люди»

Фото Дмитрия Коваленко