ТЕЛЕКРИТИКА

Сергей Лозница: «Мы пока еще не выбрались из капкана отношений палача и жертвы»

Культура

Не успела «Телекритика» порадоваться за Сергея Лозницу, чей документальный фильм «Аустерлиц» получил на последнем кинофестивале в Венеции приз «Серебряная мышь», как подоспела новость о том, что режиссер закончил съемки новой игровой ленты по мотивам рассказа Ф. Достоевского.


Кадр из фильма "Аустерлиц"

Фото: svoboda.org

Как «Аустерлиц» приняли в Венеции?

Фильм был принят замечательно. В рейтинге критиков картина заняла первое место с балом 9.16, что очень приятно. И собрала очень много хорошей прессы – итальянской, испанской и англоязычной.

Вам интересно следить за лицами зрителей во время демонстрации ваших фильмов?

За лицами зрителей я не слежу, конечно. Я обычно смотрю на экран, если нахожусь в зале.

В вашем фильме туристы делают сэлфи у ворот концлагеря как нечто само собой разумеющееся. Почему, по-вашему мнению, снизился порог морали в современном обществе?

Я бы не стал сразу говорить о морали. Видимо, люди не очень понимают, где они находятся. Или сам акт съемки в таком месте для них ничего кощунственного в себе не содержит. Ну, что в этом такого – сделали фото на фоне ворот? А что, нельзя фотографировать ворота? Чем и кого мы обидим таким актом? Это, скорее, вопрос наличия вкуса или отсутствия такового. То есть вопрос эстетический, прежде всего. И потом, если все снимают, а почему мне нельзя?

Но о чем это говорит?

Наверное, о том, что через несколько поколений боль тех событий перестала быть близкой. Это и понятно – с одной стороны, и настораживает с другой.

Первые фильмы потянули за собой следующие. Если внимательно приглядеться, в предыдущей картине можно увидеть в зародыше новый фильм

Как продвигаются съемки вашего нового игрового фильма «Кроткая»?

Фильм снят. Сейчас мы монтируем и параллельно работаем над звуком.

Вы описываете идею «Кроткой» как историю взаимоотношений палача и жертвы. Почему эта тема так для вас важна?

Эта тема для нас для всех важна. Мы пока что так и не выбрались из капкана этого типа отношений. Homo sum, humani nihil a me alienum puto. («Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо», – латинская пословица.)

Вы сами пишете свои сценарии. Что для вас становится импульсом для работы над новым фильмом?

Сейчас уже проще, поскольку первые фильмы уже сняты, и они потянули за собой следующие. В предыдущей картине, в зародыше, уже проглядывает новая картина. И если внимательно приглядеться, можно ее увидеть. Так, например, фильмы «Майдан», «Событие» и «Аустерлиц» связаны между собой темой, манерой, структурой, вариативностью формы. Ну, и так далее. Но мне интересно также работать с художественной формой, не только документальной. Я пробую что-то сделать в маленькой картине, а потом это воплощается в большой – в частности, в игровой.

С оператором Олегом Муту (слева) на съемках фильма "В тумане"

Фото: filmz.ru

Ваш новый фильм снова снимал Олег Муту («4 месяца, 3 недели, 2 дня»). Расскажите, как вам вместе работается.

Олег прекрасный оператор и большой художник. Как-то так получилось, что мы понимаем друг друга и помогаем друг другу реализоваться, раскрыться, помогаем созидать. Я рассматриваю совместную работу как сотворчество. Кино – творчество коллективное, но творчество индивидуально по своей природе, и если вам удается пройти по этой тонкой красной линии, у вас многое получится. У нас на площадке уникальная атмосфера, когда устремления всех направлены к одной цели, когда каждый день в радость, и когда хочется продолжать и продолжать – и только бюджет вносит свои коррективы.

Как вы оцениваете его операторскую работу в других фильмах?

Олег большой мастер, и в каждом фильме, который он снимает, вы можете это увидеть. Например, замечательная картина Александра Миндадзе «Милый Ханс».

Лия Ахеджакова легко согласилась у вас сниматься?

Лия прочитала сценарий и согласилась. Все очень просто. Она великая актриса и работалось с ней легко. Я получил колоссальное удовольствие от работы. Я уверен, что все мои коллеги тоже.

Что такого вы нашли для себя в актерах театра Николая Коляды, чего вы не видите в других артистах?

В этот раз у меня в картине снималось десять актеров из «Коляда-театра», включая Николая Коляду. Была бы у меня такая возможность, я пригласил бы их всех по одной простой причине – они все замечательные артисты. Мне близок и театр, и пьесы Николая Коляды. Это уникальное явление. И слава Богу, что они в Екатеринбурге, что позволяет сохранить свою инаковость и необычность. Если у вас будет возможность посетить город Екатеринбург, то сделать это нужно хотя бы потому, что там есть такой великолепный театр, которым город может гордиться.

У вас есть время смотреть кино? Что вам запомнилось из увиденного в последнее время?

С начала мая этого года до самого сентября я кино не смотрел – снимал. Так что чуть позже смогу ответить и на этот вопрос.

О чем фильм «Аустерлиц»?

Статичная камера полтора часа бесстрастно исследует туристов, которые приехали с экскурсией в музеи под открытым небом на месте лагерей смерти Дахау, Берген-Бельзен, Равенсбрюк, Заксенхаузен и Дора-Миттельбау.

Даже сквозь черно-белую пленку пробивается летний зной, посетители и посетительницы в шортах, легких платьях и темных очках изнывают от жары с бутылками воды и смартфонами в руках. Если забыть о том, что они прогуливаются по местам массовых казней и чудовищных пыток, среди крематориев и бараков, перестаешь замечать, что они ведут себя как самые обычные туристы: что-то жуют, пересмеиваются, болтают по телефону, постоянно фотографируют, присаживаются отдохнуть у каких-то зловещего вида деревянных столбов. Это зрелище настолько завораживает, что теряешь дар речи, но при этом автор фильма воздерживается от каких-либо комментариев.

«Аустерлиц» – название посмертного романа выдающегося англо-немецкого прозаика Винфрида Зебальда. Главный герой книги, бежавший из Германии еще подростком, возвращается через много лет, чтобы найти следы своих родителей, погибших в концлагере.

«Я назвал фильм именем героя одноименной книги Винфрида Зебальда поскольку вопросы, которые затрагивает картина, близки теме и размышлениям, на которые наталкивает книга», – пояснил Сергей Лозница.

В мировой прокат «Аустерлиц» вышел 7 сентября. К сожалению, в Украине прокат фильма не планируется.

Статьи по теме

Главное в разделе

Культура

В Киеве стартовал прокат фильма об АТО с Ванессой Паради

Культура

«Звездные войны» VIII: последние джедаи наносят ответный удар

Популярное на Телекритике



Бизнес

Алексей Дурнев – о том, сколько стоит создание первого Instagram-сериала в Украине

Культура

В Киеве стартовал прокат фильма об АТО с Ванессой Паради

Дуся

За жертву школьных хулиганов вступились звезды, но потом передумали

Дуся

Даша Астафьева, Оля Полякова и Алексей Вертинский на презентации комедии «Свингеры»