ТЕЛЕКРИТИКА

Александр Шапиро: «Новые технологии победили человека»

26 октября – премьера пятнадцатого фильма украинского киноавангардиста

Культура
Уже послезавтра в рамках 46-го МКФ «Молодость» можно будет увидеть новый фильм украинского режиссера концептуального кино Александра Шапиро – ироничную комедию Future in the past. Накануне премьеры «Телекритика» поговорила с постановщиком о новом и следующем фильмах, вспомнила Виталия Линецкого и обсудила сериал «Однажды ночью».

Это ваш пятнадцатый фильм – довольно внушительная фильмография. Оглядываясь назад, каким своим фильмом вы гордитесь больше других и почему?

Что касается моих личных предпочтений, то я бы выделил фильм «Кастинг», за то, что в этом фильме был использован «трансверсальный монтаж смыслов». Проще говоря – соединение разнородностей с целью получения новых эффектов понимания. На мой взгляд, это самое сложное построение концепта, но в этом фильме получилось как-то само собой.

Почти каждый ваш фильм – концептуальный эксперимент. Какие задачи вы ставили перед собой, когда задумывали и снимали новый фильм – Future in the past?

С этим фильмом особый случай. Нужно сказать, что я не доволен полученным результатом. То, каким Future in the past задумывался, и то, каким он получился, – две большие разницы. К моему великому сожалению, я не монтировал этот фильм и не принимал участия в постпродакшене, поэтому не могу назвать этот фильм в полной мере своим. В ситуации «моего кино» монтажный этап является чем-то вроде седьмого дня творения – когда зритель может получить ту порцию покоя, которая необходима для правильного восприятия сложной конструкции. А этого дня в структуре Future in the past нету. Но, естественно, я очень рад тому, что фильм существует, и это всецело заслуга продюсера фильма. Сами понимаете, насколько сейчас непросто заниматься продюсированием независимого кино. И поскольку второе мое «я» превыше всего ставит результат, а результат есть – то все прекрасно. Главное, что фильм выходит на экраны.

Как вы находите финансирование для своих фильмов и как вы их окупаете?

У каждого из моих фильмов своя финансовая судьба, где окупаемость в привычном понимании этого слова приобретает адский оттенок. (Смеется.)

В какой стране мира ваши фильмы больше всего любят и ценят?

Мне кажется, что в Украине и в России. Все-таки аспект языка в моем кино первостепенен. Когда-то для фильма «Путеводитель» я придумал слоган «кино для чтения». Сейчас я бы сказал, что это слоган для всего моего творчества. Мои герои общаются между собой, как голоса, сидящие в голове Леопольда Блума.

Вы когда-нибудь задумывались о том, чтобы снять жанровый фильм?

Что касается сущностного аспекта, то все же я обретаюсь в иной плоскости интересов – в первую очередь меня интересует концептуальный кинематограф. Но относительно жанра я не исключаю такой возможности. В принципе, в своем ремесле я достиг того уровня, когда для меня не составляет сложности взять эту высоту, поэтому вопрос «Шапиро и жанровое кино» ждет своей идеальной композиции для реализации.

Александр Шапиро, исполнительница главной роли в фильме Future in the past Анна Буткевич и Влад Иваненко

Фото: socportal.info

Расскажите, как в вашем фильме оказался Влад Иваненко (главный редактор украинского Playboy, – «Телекритика»)?

Влад удивительно тонкий и талантливый человек – для его статуса это большая редкость. Кроме того, он человек действия, к тому же не является профессиональным актером, что для меня в определенном смысле преимущество. Мне интересен в первую очередь определенный концептуальный тип человека, который соединяет в своем характере какие-то сложности, неровности и пороги. Таким я задумывал героя Future in the past. И как мне показалось, Влад подпадает под этот тип. Так что это не столько вопрос дружбы, а скорее вопрос конформности. Хотя и дружба здесь немаловажный фактор.

Поделитесь воспоминаниями о Виталии Линецком – ведь он был не только вашим другом, но еще и одним из любимых актеров.

Вся моя дружба с Виталиком представляла собой непрекращающийся трип – он был очень смелым и последовательным мистическим человеком.

А что вы вкладываете в понятие «мистический человек»?

Вы смотрели фильм «Матрица»? Тогда вы можете представить, в чем состоит мистическая смелость человека. 99% окружающих людей могут утверждать, что мир вокруг нас – это иллюзия. Только 1% действительно в это верит, а действуют исходя из представления о том, что окружающий мир иллюзорен, – вообще 0,001%. Так вот, Виталик был настоящим Нео. Он относился к миру так, как будто он отсутствует как данность, и был в этом плане очень последовательным мистиком. Сейчас он бороздит просторы измерений на своем новоиспеченном «Ционе».

Современные технологии значительно облегчили создание фильма. Как вы считаете, почему это не привело к новым «волнам» молодого, актуального кино?

Совершенно очевидно, что новые технологии победили человека. Человека съели комфорт и скука. Между прочим, комфорт навязан человеку именно технологиями. Технологии победили, и это скучно.

Что вас впечатлило из фильмов, которые вы посмотрели в последнее время?

Фильм «Человек-швейцарский нож» меня поразил до глубины души антиголливудскостью. И, конечно же, сериал «Однажды ночью» с его вязкой, физиологической режиссурой. Этот сериал показал, что мейнстримовое кино научилось внедряться в восприятие фильма на уровне сердцебиения и биологических ритмов. Это тот самый случай, когда между режиссурой и зрителем нет никакой дистанции, и кино становится продолжением тебя самого.

А самому вам было бы интересно поработать над сериалом?

Да, очень. Сейчас сериалы – это не только тренд, сериалы стали намного более художественными, чем прокатное кино. Может быть, помните, у Вима Вендерса был документальный фильм «Комната 666»? В гостиничном номере собирались классические фигуры авторского кино и рассуждали на тему, победит ли телевидение кинематограф. Так вот, уже сейчас можно сказать, что телевидение победило. За вычетом редких исключений, я смотрю в последнее время исключительно сериалы.

Напоследок хочу сказать своему зрителю, что с 1 декабря в большом прокате мой фильм «8», где я отвечаю за каждый кадр. Это мой шестнадцатый фильм, и он лучший из того, что я сделал. Приходите, зацените.

О чем будет семнадцатый фильм Александра Шапиро?

_

Фото предоставлено Александром Шапиро

Future in the past и «8» – это еще не все. Плодовитый киевлянин, в последнее время осевший в Израиле, вот уже почти год работает над новым концептуальным проектом со сложносочиненным названием «Хроники обыденности. Izridays». Главный герой нового фильма – сам Александр Шапиро, новый репатриант из Украины, который прилетел в Израиль с семьей (женой и годовалым сыном) в день своего рождения 1 января 2016 года и с этого момента начал вести каждодневную видеофиксацию своей новой жизни на камеру GoPro. За первый год пребывания в новой стране герой сталкивается с множеством проблем и комичных ситуаций, которые будут отражены в полнометражном фильме и сериале из 365 серий (по пять минут каждая). По словам режиссера, фильм и сериал будут готовы к 2018 году.

Фото: yep.today

Статьи по теме

Главное в разделе

Культура

Режиссер «Твин Пикса» Дэвид Линч едет в Украину

Культура

Фэнтези «Сторожевая застава» с начала проката заработало почти 8,2 млн грн

Популярное на Телекритике



Дуся

Киевская пиарщица посетовала на пешеходов и причислила себя к буржуазии

Образование

Татьяна Кисельчук: «Существует пятый всадник апокалипсиса, и имя ему бюрократия»

Дуся

Фотограф показал лица женщин во время оргазма

Культура

В «Жовтне» пройдет новый фестиваль – «Киевская неделя критики»