ТЕЛЕКРИТИКА

5 великих актрис, которые так и не получили «Оскар» за лучшую женскую роль

От Мэрилин Монро до Катрин Денев

Культура

До раздачи заветных оскаровских статуэток осталось меньше месяца. В предвкушении результатов восемьдесят девятой церемонии и оглашения победителей «Телекритика» начинает спецпроект, посвященный «Оскару».


Сегодня мы поговорим об оскаровских неудачниках. Тема обделенных призом актеров, мягко говоря, уже несколько навязла в зубах: дождался Лео – дождутся и Гарри с Джонни, ничего страшного. А вот о замечательных артистках, которые так и не получили статуэтку (и не факт, что получат), почему-то все каждый раз забывают. И очень зря: таких актрис, как Марлен Дитрих или Катрин Денев, больше не делают.
1

Барбара Стенвик

http://images.telekritika.ua/239f8225abdbd39788de0a885594d112.jpg,http://images.telekritika.ua/b54285527ea8e8213c2f31b37573f85d.jpg,http://images.telekritika.ua/15830894d90fb3cb748ca3346f0e3c62.jpg,http://images.telekritika.ua/491145b75eb45e5a4d00004b45cee817.jpg,http://images.telekritika.ua/78ba7268223858c280b3756f0fa05816.jpg
Барбара Стенвик четырежды номинировалась на «Оскар». Если бы она не упустила роль в фильме «Все о Еве», которая ушла в итоге Бэтт Дэвис, Стенвик могла бы стать пятикратной оскаровской номинанткой. Впрочем, статуэтки за лучшую роль она все равно так и не дождалась – Киноакадемия ограничилась утешительным «почетным Оскаром» 75-летней актрисе. Из четырех номинаций отметим две самые важные. В 1945 году – за роль в «Двойной страховке» Билли Уайлдера. (Фильме, который для жанра нуар значит примерно то же, что «Космическая одиссея 2001 года» для фантастического кино.) Но в тот год «Оскар» ушел Ингрид Бергман, а еще через четыре года – первой жене Рональда Рейгана Джейн Уаймен. Между тем, Стенвик не меньше ее заслужила статуэтку за главную роль в фильме 1949 года «Извините, вы ошиблись номером». В отличие от классической роковой искусительницы из «Двойной страховки», в этом нуаре Стенвик играла жертву: прикованную к постели наследницу крупного состояния. Ее работа в «Извините, вы ошиблись номером» выше всяких похвал, да и сам фильм, мастерский триллер Анатоля Литвака – кстати говоря, урожденного киевлянина, и сейчас смотрится с большим интересом.
2

Мэрилин Монро

http://images.telekritika.ua/2201da297eb688479f8802f976d3872c.jpg,http://images.telekritika.ua/70cf8fee78c7770ee49f7d8e71d9aa0d.jpg,http://images.telekritika.ua/941d89ad76ec70d3f5c2bafec073f54b.jpg,http://images.telekritika.ua/b8357a92c470976c789d039eb25d660f.jpg,http://images.telekritika.ua/d9d3f3acdc5bdbf1cee193b26c4757b4.jpg
Самый забавный оскаровский парадокс – отсутствие номинаций у Мэрилин Монро. Впрочем, если бы актриса пережила свой роковой 1962 год, она наверняка дождалась бы утешительный приз за совокупность заслуг, как его дождались Питер О’Тул или Чарльз Чаплин. Другой вопрос, насколько хороши ее актерские работы? Не секрет, что Монро не могла запомнить достаточно простые диалоги своих героинь. (В результате буквально каждую сцену «Зуда седьмого года» приходилось снимать десятками дублей.) А в «Обезьяньих проделках» ее без труда переиграла танцовщица Джинджер Роджерс. Поклонники Монро настаивают на том, что 36-летняя актриса просто не успела как следует заявить о своем драматическом даре, и ее главные роли были еще впереди. Ну что же, все может быть.
3

Марлен Дитрих

http://images.telekritika.ua/808f5941fb156fcc3b5cdac53f2df92b.jpg,http://images.telekritika.ua/51d1776d7825ead35c85368c4ab1e10a.jpg,http://images.telekritika.ua/065b95b07cc897ec8e127e6465d99efc.jpg,http://images.telekritika.ua/0955849a0a88d3853549a27892747449.jpg,http://images.telekritika.ua/5115844e19b2b4c01bf1e3a03cf3bafe.jpg
Законодательница мод, шокировавшая «приличное общество» манерой носить мужской костюм, светская львица безо всяких кавычек, муза Ремарка и Жана Габена, певица и актриса, которой одинаково восторгались и Гитлер, и Рузвельт – жизнь Марлен Дитрих сама по себе могла бы стать сюжетом для весьма увлекательного фильма. Увы, в нем нашлось бы место не только успеху, поклонению и любви, но еще и невыносимой боли последних полутора десятков лет жизни, которые легендарная дива провела, в буквальном смысле прикованная к кровати, на виски и таблетках. Ее роль в «Голубом ангеле» – воплощение кинематографа «золотой» эпохи. Каждое появление Дитрих на экране в пятидесятых напоминало выход королевы: «Печать зла» Орсона Уэллса, «Свидетель обвинения» Билли Уайлдера, «Страх сцены» Хичкока – по сути она снимается только в самых изысканных фильмах своего времени. При этом Дитрих номинировалась на статуэтку за лучшую женскую роль единожды, в 1930 году, за фильм «Марокко» Джозефа фон Штернберга, но «Оскар» достался забытой ныне актрисе Марии Дресслер. (Что в общем-то кое-что говорит об этом самом «Оскаре».)
4

Катрин Денев

http://images.telekritika.ua/ca1cbff8958c1edd6d3b8fdc6fabf69b.jpg,http://images.telekritika.ua/1853f023819b68f682b24d50be864610.jpg,http://images.telekritika.ua/3d175395f93136cbb8736e747c3a43c3.jpg,http://images.telekritika.ua/a62df91be13e0b30c74b12cc385fa75b.jpg,http://images.telekritika.ua/4b150ec3ce7bfdf58fffad4ef7fcc760.jpg
У королевы французского кино Катрин Денев непростые отношения с Голливудом: она лишь единожды участвовала в полноценном американском фильме, да и то в далеком 1969 году – в «Апрельских безумствах» Стюарта Розенберга. И хотя ее младшие коллеги Жюльет Бинош и Марийон Котияр давно уже хранят на полочках по «Оскару», Денев не номинировалась ни за «Тристану» Луиса Бунюэля, ни за «Последнее метро» Франсуа Трюффо, который претендовали на награду за лучший фильм на иностранном языке, и где Катрин Денев блистала во всем великолепии. («Оскары» за лучшие женские роли получили, соответственно, Гленда Джексон в 1971 году и Сисси Спейсек в 1981-м.) «Индокитай» все-таки получил статуэтку в номинации «Лучший иностранный», а «Танцующую в темноте» поощрили за песенку Бьорк. Впрочем, актриса компенсировала это курьезное обстоятельство огромным количеством других престижных кинематографических наград – от «Сезара» до «Серебряного медведя».
5

Шарлотта Рэмплинг

http://images.telekritika.ua/2707fcf7caafc255457e46d349091e82.jpg,http://images.telekritika.ua/b3a8fd0a8f4445b216e60ae9d8e9234a.jpg,http://images.telekritika.ua/46600f51717adfef849778119475062b.jpg,http://images.telekritika.ua/3b56da916d0ec91ab81ed684b1a51ad2.jpg,http://images.telekritika.ua/2bcfe8c1fec74b6d541a6769d522c747.png
Шарлотте Рэмплинг повезло несколько больше Катрин Денев: одна номинация у нее все же есть, за фильм «45 лет». (Британская кинодива проиграла борьбу за статуэтку 27-летней актрисе и певице Бри Ларсон.) Не самый замечательный фильм и не самая выдающаяся работа актрисы, а ведь по фильмографии Шарлотты Рэмплинг можно смело собирать видеотеку, как по справочнику наподобие «50 лучших фильмов, которые вы обязаны посмотреть перед тем, как умереть». Как ни странно, некоторые из этих лент можно даже встретить в списках оскаровских номинаций. Например, шедевр Лукино Висконти «Гибель богов» номинировался за лучший сценарий, но проиграл вестерну «Бутч Кэссиди и Санденс Кид». Любое появление Рэмплинг на экране заставляет биться сердце чаще. Даже если это такие необязательные роли, как в фильме Алана Паркера «Сердце ангела» или в «Меланхолии» Ларса Фон Триера, где она составила достойную экранную пару другому замечательному британскому актеру Джону Херту, к сожалению, оставившему нас 27 января.



Статьи по теме