ТЕЛЕКРИТИКА

5 причин смотреть фантастический триллер «Аннигиляция»

Вчера состоялся релиз нового фильма Алекса Гарленда на Netflix

Культура

12 марта на платформе Netflix вышел научно-фантастический боевик «Аннигиляция» Алекса Гарленда. Отказ выпускать двухчасовую ленту в широкий прокат (за исключением США и Китая, где она вышла 23 февраля) был мотивирован финансовыми причинами: в Paramount сочли, что фильм чересчур сложен для массовой аудитории.


Но в этом ярлыке – «слишком интеллектуальное кино» – читается и невольное восхищение: учитывая, что первые критики сравнили «Аннигиляцию» со «Сталкером» Тарковского, можно сделать вывод, что в Paramount недооценили свою аудиторию, а не фильм. Если же хвалебных обзоров, сравнивающих фильм с лучшими рассказами Говарда Филлипса Лавкрафта и классикой кинематографа, вам недостаточно – вот еще пять очевидных причин его посмотреть.
1

Алекс Гарленд – возможно, главный визионер современного кинематографа

_

_

Мы добавили «возможно» только потому, что «Аннигиляция» – всего лишь вторая режиссерская работа Алекса Гарленда. Первый его фильм – на удивление своевременный фантастический триллер «Из машины» – в 2015 году заставил критиков одаривать Гарленда теми же эпитетами, которыми они сейчас награждают  Дени Вильнева. Кажется, обоих режиссеров привлекает не столько фантастика в целом, сколько вызов, который она бросает кинематографистам: сможешь ли ты экранизировать неэкранизируемое? Дени Вильнев продемонстрировал свое искусство с «Прибытием», для Гарленда же аналогичным испытанием стала «Аннигиляция».

Образование

«Видоизмененный углерод»: правда или вымысел?

Оба этих фильма сняты по произведениям, жанр которых в хитрой таксономии современной литературы часто определяют как «лингвистическая фантастика». В «Прибытии» речь шла о языке, который функционирует по незнакомому людям принципу; в «Аннигиляции» фигурируют биологически живые письмена, заманивающие главную героиню в подземелье и способные открыть ей страшные тайны вселенной. Как снять то, что и словами-то выразить непросто? Но Гарленду не впервой адаптировать технически и этически сложную фантастику (он выступил сценаристом драмы-антиутопии «Не отпускай меня»), а также самому сочинять мозголомные тексты: его роман «Тессеракт» менее известен, чем прославленный «Пляж», но гораздо более лихо закручен.
2

Джефф Вандермеер – один из самых влиятельных ныне живущих фантастов

_

_

Фантастический Олимп в наши дни по праву занимают авторы-мегаломаны, сочиняющие истории с твердой научной базой – такие как Лю Цысинь с «Задачей трех тел» и Питер Уоттс с его «Ложной слепотой». Автор романа «Аннигиляция», положенного в основу фильма, – из другой когорты писателей, к фантастическим произведениям которых вместо приставки «научная» прилип эпитет «странная». Они отказываются повиноваться не только законам физики, но и привычному делению на космическую фантастику, пост-апокалиптику и так далее. «Новые странные» авторы часто рассказывают о совершенно абсурдных вещах – так, в романе Джеффа Вандермеера Borne над пережившим экологическую катастрофу городом парит гигантский летающий медведь. Но самое удивительное то, что Вандермеер и иже с ним остаются в авангарде социальной фантастики. Отсюда следует и наш третий пункт.

3

«Клай-фай» – по-видимому, самый актуальный жанр фантастики

_

_

Забудьте о киберпанке: даже те ученые, которые верят в восстание машин, признают, что ополчившиеся на человечество роботы вряд ли будут столь же разумны, как люди. Самый актуальный поджанр современной фантастики зовется cli-fi (от cli – «климат» и fiction – «литература») и повествует о том, как противостояние человечества и матери-природы достигло критической точки. Несмотря на то, что сюжет «Аннигиляции» сложнее типичных историй об экологических катастрофах, центральная тема фильма – о том, что природа может вторгнуться в устоявшуюся жизнь человека точно так же, как человек рутинно и цинично вторгается в ее царство. Хотя подобные книги и фильмы существуют давно (вспомнить хоть классический «День, когда загорелась Земля» 1961 года), в наши дни климат – это полноценный инструмент политики, а не просто одна из ставок в гонке вооружений. Поэтому привычный сюжет обретает не только новое визуальное воплощение, но и новую остроту.
4

Натали Портман и Оскар Айзек – дуэт мечты

_

_

Актер и музыкант Оскар Айзек, сыгравший создателя искусственного интеллекта в дебютном фильме Гарленда, – одно из главных лиц современной кинофантастики (даже при том, что в «Людях Икс» это лицо скрыто толстым слоем грима). В мире «Звездных войн» он и Портман разминулись – актриса блистала в трилогии-приквеле, а Айзек сыграл в относительно свежих – седьмом и  восьмом  – эпизодах саги. Зато в «Аннигиляции» они – супружеская пара. И хотя зритель знакомится с героями при трагических обстоятельствах (персонаж Айзека возвращается из экспедиции в таинственную «Зону Икс» и впадает в кому), флэшбэки фильма в более счастливые времена доказывают, что лучших актеров для такого концептуально и эмоционально сложного фильма было не найти.

5

Спецэффекты, сделанные с душой

_

_

Одной из самых главных загадок «Аннигиляции» было то, как создатели фильма изобразят таинственное «мерцание» – тот самый феномен, разграничивающий наш мир и «Зону Икс». Постер фильма и трейлеры намекнули, что мерцающая стена будет чем-то средним между поверхностью мыльного пузыря и цветными телевизионными помехами. И все же полноценно взглянуть на ее воплощение – прямая обязанность любого мастера спецэффектов (и, конечно же, ценителя фантастики). Тем более, «Аннигиляция» обещает еще немало визуальных сюрпризов, включая дизайн монстра, с которым героине Портман приходится столкнуться лицом к лицу (критики называют его одним из самых жутких существ в кинематографе последних лет).

Впрочем, те же критики предупреждают: местами фильм настолько кровав, что впечатлительным лучше воздержаться от просмотра. Мы же, как водится, ослушаемся: то, что в Украине фильм не выйдет на большом экране, – и так весьма ощутимая потеря.

Статьи по теме

Главное в разделе

Культура

5 хэллоуинских сериалов октября

Культура

На «Оскар» выдвинуты уже два фильма, созданные при поддержке Госкино

Популярное на Телекритике



Дуся

«Оля теперь вертушка». После травмы ведущей, проект «Оля» может остаться без Фреймут

Дуся

Новый ведущий «Орла и решки» появится в воскресном выпуске

Культура

Феномен «Телохранителя»: как незамысловатый сериал побил рейтинговый рекорд

Общество

Две жизни Владимира Манько: почему Администрация президента угрожает журналисту расправой