ТЕЛЕКРИТИКА

5 причин смотреть фантастический триллер «Аннигиляция»

Вчера состоялся релиз нового фильма Алекса Гарленда на Netflix

Культура

12 марта на платформе Netflix вышел научно-фантастический боевик «Аннигиляция» Алекса Гарленда. Отказ выпускать двухчасовую ленту в широкий прокат (за исключением США и Китая, где она вышла 23 февраля) был мотивирован финансовыми причинами: в Paramount сочли, что фильм чересчур сложен для массовой аудитории.


Но в этом ярлыке – «слишком интеллектуальное кино» – читается и невольное восхищение: учитывая, что первые критики сравнили «Аннигиляцию» со «Сталкером» Тарковского, можно сделать вывод, что в Paramount недооценили свою аудиторию, а не фильм. Если же хвалебных обзоров, сравнивающих фильм с лучшими рассказами Говарда Филлипса Лавкрафта и классикой кинематографа, вам недостаточно – вот еще пять очевидных причин его посмотреть.
1

Алекс Гарленд – возможно, главный визионер современного кинематографа

_

_

Мы добавили «возможно» только потому, что «Аннигиляция» – всего лишь вторая режиссерская работа Алекса Гарленда. Первый его фильм – на удивление своевременный фантастический триллер «Из машины» – в 2015 году заставил критиков одаривать Гарленда теми же эпитетами, которыми они сейчас награждают  Дени Вильнева. Кажется, обоих режиссеров привлекает не столько фантастика в целом, сколько вызов, который она бросает кинематографистам: сможешь ли ты экранизировать неэкранизируемое? Дени Вильнев продемонстрировал свое искусство с «Прибытием», для Гарленда же аналогичным испытанием стала «Аннигиляция».

Образование

«Видоизмененный углерод»: правда или вымысел?

Оба этих фильма сняты по произведениям, жанр которых в хитрой таксономии современной литературы часто определяют как «лингвистическая фантастика». В «Прибытии» речь шла о языке, который функционирует по незнакомому людям принципу; в «Аннигиляции» фигурируют биологически живые письмена, заманивающие главную героиню в подземелье и способные открыть ей страшные тайны вселенной. Как снять то, что и словами-то выразить непросто? Но Гарленду не впервой адаптировать технически и этически сложную фантастику (он выступил сценаристом драмы-антиутопии «Не отпускай меня»), а также самому сочинять мозголомные тексты: его роман «Тессеракт» менее известен, чем прославленный «Пляж», но гораздо более лихо закручен.
2

Джефф Вандермеер – один из самых влиятельных ныне живущих фантастов

_

_

Фантастический Олимп в наши дни по праву занимают авторы-мегаломаны, сочиняющие истории с твердой научной базой – такие как Лю Цысинь с «Задачей трех тел» и Питер Уоттс с его «Ложной слепотой». Автор романа «Аннигиляция», положенного в основу фильма, – из другой когорты писателей, к фантастическим произведениям которых вместо приставки «научная» прилип эпитет «странная». Они отказываются повиноваться не только законам физики, но и привычному делению на космическую фантастику, пост-апокалиптику и так далее. «Новые странные» авторы часто рассказывают о совершенно абсурдных вещах – так, в романе Джеффа Вандермеера Borne над пережившим экологическую катастрофу городом парит гигантский летающий медведь. Но самое удивительное то, что Вандермеер и иже с ним остаются в авангарде социальной фантастики. Отсюда следует и наш третий пункт.

3

«Клай-фай» – по-видимому, самый актуальный жанр фантастики

_

_

Забудьте о киберпанке: даже те ученые, которые верят в восстание машин, признают, что ополчившиеся на человечество роботы вряд ли будут столь же разумны, как люди. Самый актуальный поджанр современной фантастики зовется cli-fi (от cli – «климат» и fiction – «литература») и повествует о том, как противостояние человечества и матери-природы достигло критической точки. Несмотря на то, что сюжет «Аннигиляции» сложнее типичных историй об экологических катастрофах, центральная тема фильма – о том, что природа может вторгнуться в устоявшуюся жизнь человека точно так же, как человек рутинно и цинично вторгается в ее царство. Хотя подобные книги и фильмы существуют давно (вспомнить хоть классический «День, когда загорелась Земля» 1961 года), в наши дни климат – это полноценный инструмент политики, а не просто одна из ставок в гонке вооружений. Поэтому привычный сюжет обретает не только новое визуальное воплощение, но и новую остроту.
4

Натали Портман и Оскар Айзек – дуэт мечты

_

_

Актер и музыкант Оскар Айзек, сыгравший создателя искусственного интеллекта в дебютном фильме Гарленда, – одно из главных лиц современной кинофантастики (даже при том, что в «Людях Икс» это лицо скрыто толстым слоем грима). В мире «Звездных войн» он и Портман разминулись – актриса блистала в трилогии-приквеле, а Айзек сыграл в относительно свежих – седьмом и  восьмом  – эпизодах саги. Зато в «Аннигиляции» они – супружеская пара. И хотя зритель знакомится с героями при трагических обстоятельствах (персонаж Айзека возвращается из экспедиции в таинственную «Зону Икс» и впадает в кому), флэшбэки фильма в более счастливые времена доказывают, что лучших актеров для такого концептуально и эмоционально сложного фильма было не найти.

5

Спецэффекты, сделанные с душой

_

_

Одной из самых главных загадок «Аннигиляции» было то, как создатели фильма изобразят таинственное «мерцание» – тот самый феномен, разграничивающий наш мир и «Зону Икс». Постер фильма и трейлеры намекнули, что мерцающая стена будет чем-то средним между поверхностью мыльного пузыря и цветными телевизионными помехами. И все же полноценно взглянуть на ее воплощение – прямая обязанность любого мастера спецэффектов (и, конечно же, ценителя фантастики). Тем более, «Аннигиляция» обещает еще немало визуальных сюрпризов, включая дизайн монстра, с которым героине Портман приходится столкнуться лицом к лицу (критики называют его одним из самых жутких существ в кинематографе последних лет).

Впрочем, те же критики предупреждают: местами фильм настолько кровав, что впечатлительным лучше воздержаться от просмотра. Мы же, как водится, ослушаемся: то, что в Украине фильм не выйдет на большом экране, – и так весьма ощутимая потеря.

Статьи по теме

Главное в разделе

Культура

Новое – хорошо забытое старое: «Американская мечта. В поисках правды» снова на экранах

Культура

«Нелюбовь» как диагноз, несовместимый с жизнью

Популярное на Телекритике



Дуся

«Оля больше не конченая»: «Новый канал» раскрыл секрет неожиданных визитов телеведущей к хейтерам

Дуся

«Тыкнул не на ту клавишу»: сын Таисии Повалий не справился с эмоциями на шоу «Голос країни»

Дуся

Для нового фильма Шарлиз Терон набрала 20 килограммов и впала в депрессию

Бизнес

Пираты цифровых морей