ТЕЛЕКРИТИКА

Зачем смотреть сериал «Вавилон Берлин»

Динамичный нуар о Берлине двадцатых – один из главных претендентов на звание лучшего сериала-2017

Культура

Закончился первый сезон новой немецкой ТВ-сенсации – сериала «Вавилон Берлин». «Телекритика» попыталась разобраться, чем он всех нас так удивил.


С тех пор как Райнер Вернер Фассбиндер втянул свою последнюю в жизни дорожку, немецкие телесериалы редко становились международными хитами. Один из немногих счастливых примеров – «Германия’83», снятый на английском и сперва транслировавшийся в США, а уже потом на родине. Тем любопытнее успех сериала «Вавилон Берлин», стартовавшего ровно месяц назад. Рецепт, на первый взгляд, простой: многослойная детективная интрига, историческая достоверность и гигантский бюджет. Плюс талант и трудолюбие одного из ведущих немецких режиссеров.

_

_

"Обожаю Берлин!" – кричал герой Джеймса Макэвоя в финале «Атомной блондинки», и это были последние слова Дэвида Персиваля. Его несложно понять: к тому моменту Берлин вот уже во второй раз стал городом-мифом в пространстве массовой культуры.

Первым в англоязычном мире, кто заложил изначальный кирпич в фундамент берлинской легенды, стал Кристофер Ишервуд, автор романа «Прощай, Берлин», по мотивам которого гениальный Боб Фосс поставил фильм «Кабаре». Двадцатые-тридцатые годы в жизни Германии и ее Вавилона (в котором, кроме прочего, осело немало бывших граждан Российской империи, от Павла Скоропадского до Владимира Набокова) – интереснейшее время, в котором преломился, как будто в кривом зеркале, весь будущий век с его сексуальной и психоделической революциями, бунтами подростков, поп-культурой, городской партизанщиной, полицейским насилием и чудовищными диктатурами.

В общем, идеальное время, идеальное место. И жанр почти идеальный – «черный детектив», который благодаря стараниям кинематографистов, перенесших на экран романы Хэммета, Чендлера и Кейна, получил название фильма-нуар.

Культура

8 главных исторических сериалов года

Кстати говоря, именно нуарами Рэймонда Чендлера и вдохновлялся популярный немецкий писатель Кутчер Фолькер, опубликовавший серию детективов о похождениях полицейского комиссара Гереона Рата. Первый же роман из серии – «Сырая рыба» (2008), и лег в основу двух сезонов сериала «Вавилон Берлин», написанного и поставленного Томом Тиквером («Беги, Лола, Беги»), Хендриком Хандлегтеном («Гуд бай, Ленин!») и Ахимом фон Боррисом («4 дня в мае»).

Впрочем, сами авторы настаивают, что первые два сезона – это один большой 12-часовый фильм.

К сожалению, на русский или украинский языки проза Кутчера Фолькера пока еще не переведена (надеемся, благодаря сериальной экранизации этот пробел будет восполнен), но немецкие критики отмечают, что романы о комиссаре Рате весьма достоверные с исторической точки зрения. Например, в полицейском управлении Берлина в самом деле работал грузовой лифт без дверей, который безостановочно двигался вверх и вниз.

Правдоподобно воссозданный антураж Берлина 1929 года с его неуютными квартирками, гей-кабаре, кровавыми столкновениями на демонстрациях и указателями готическим шрифтом – одно из главных достоинств сериала. А детективная история с полицейскими и ворами, гангстерами и политиканами, нацистами и троцкистами, порнографами и шантажистами, а также (как же иначе) навеки разбитыми сердцами скручена в такой тугой узел, что оторвать от экрана вас может разве что нерасторопность переводчиков.

У этого сериала долгая история: авторы давно мечтали воплотить на экране во всех подробностях Берлин эпохи Веймарской республики. Больше трех лет работы и самый крупный в истории Германии бюджет, выделенный на сериал на немецком (разные источники указывают от 40 до 50 млн евро), не пропали даром – в первую же неделю полуторачасовый пилот посмотрели 1,19 млн зрителей. Для Германии это весьма крутой показатель. Пилотные серии американской «Подпольной империи» и британских «Острых козырьков», с которыми чаще всего сравнивают «Вавилон Берлин», посмотрели, соответственно, 4,8 млн и 3 млн зрителей.

http://images.telekritika.ua/5d019489b2e2864a3f557d7ead1aabdd.jpg;170856.jpg,http://images.telekritika.ua/06ce96164528c09e0d5ca2fb45e79363.jpg;20171021_BKP514.jpg,http://images.telekritika.ua/7594dec6f099b470ac48434ce794a824.jpg;babylon-berlin-skyserie-start.jpg,http://images.telekritika.ua/71aec19e7bbd55cbecf96c0b815d441a.jpg;Babylon-Berlin-TV-Show-Sky-2.jpg,http://images.telekritika.ua/b63c4de6e01fd405ef7f4df6d84bfd41.jpg;Babylon-Berlin-TV-Show-Sky-4.png

Авторы уже приступили к сценарию третьего сезона, и планы у них, мягко говоря, гитлеровские – экранизировать всю эпопею Кутчера Фолькера, которая на данный момент состоит из восьми бестселлеров и простирается во времени до 1939 года. Если этим планам суждено сбыться, рано или поздно «Вавилон Берлин», конечно же, превратится в такую же рутину, как и «Острые козырьки» после второго сезона вместе с «Подпольной империей», прокисшей где-то к четвертому. Куда дальше будет развиваться шоу, станет понятно уже на днях, когда в свободном доступе появятся первые два эпизода второго сезона. Но пока что достоинства сериала перевешивают немногочисленные недостатки.

Например, может показаться, что авторы слишком холодны к своим персонажам: умело раскрученная интрига кажется интересней, чем вовлеченные в нее герои. Пока что самой любопытной фигурой выглядит не главный герой, растерянный представитель «потерянного поколения» комиссар Рат (Фолькер Брух), а русская авантюристка Светлана Сорокина в исполнении Северии Янушаускайте, которая с периферии истории уверенно рвется в «дамки». Ну и русские троцкисты во главе со скрипачом-террористом Кардаковым (Иван Шведов), с его картузом и купеческой бородой, кажутся очевидной карикатурой – того и гляди пойдут плясать вприсядку.

Но даже такой поворот не сможет испортить удовольствие от сериала.

Пока что.

Статьи по теме

Главное в разделе

Культура

Главред «Искусства кино» – о фильме Сергея Лозницы «Кроткая»

Культура

Баттл-рэп как новый тип медиа

Популярное на Телекритике



Дуся

Украинская журналистка заявила о желании заняться сексом на трибуне Верховной Рады

Дуся

Александр Скичко, Камалия, Тала Калатай, Соломия Витвицкая и Павел Костицын на «Viva! Бал 2017»

Общество

Почему пьет журналист

Культура

Михаил Задорнов – президент России