ТЕЛЕКРИТИКА

Как украинские сериалы вытеснили российские

По итогам осени в топовой двадцатке только 3 российских продукта

Бизнес

За последние два года украинские сериалы почти полностью вытеснили из праймового эфира российские. Но общее телесмотрение их меньше уровня 2014-го, когда российский продукт в эфире преобладал.


Осенний период – традиционный сезон сериальных телепремьер. Особенность этого года – праймовый эфир почти на 100% занят украинским продуктом.

«Телекритика» разбиралась, как меняется национальный состав топовых сериалов, их вес в общем телесмотрении, и какие возможности отечественный продукт открывает перед телеканалами.

Законодательные ограничения последних лет не оставили каналам выбора. В апреле этого года вступила в силу еще одна ужесточающая норма: запрет демонстрации российских фильмов, не только снятых после 1 января 2014 года, но и показанных после этой даты. В связи с этим спрос на свое кино стал еще актуальнее.

Динамика «украинизации» эфира этой осенью налицо: в 2014-м в топовой двадцатке было всего 4 украинских проекта. В осеннем эфире 2015-го российского происхождения было 8 сериалов из 20-ти. В топ-20 осени 2016 – однозначно российский продукт «Королева бандитов». По еще одному сериалу – «Я дарю тебе счастье» на канале «Украина» – возник спор: производители утверждали, что снимался он в Украине, а только потом права продали россиянам, но Госкино все же лишило его прокатного свидетельства. Как российско-украинское производство позиционируется криминальная мелодрама «Анка с Молдаванки».

Топ-20 сериалов осени 2016

Данные по слоту 19:00–23:00, аудитория: люди старше 18 лет в городах с населением свыше 50 тыс. человек

Источник: StarLightMedia, 1+1 Media

После первого года запретов, общее число сериалов в прайме (19:00–23:00) стабилизировалось: если в 2014-м их было 51, в 2015-м уменьшилось до 39, в 2016-м – 44.

Стабильно растет и число комедий, разбавляя традиционное засилие мелодрам. «Село на миллион», «Родственнички», «Сваты» из топ-5 – именно этого жанра.

Однако удельный вес просмотра сериалов в прайме снизился. Если в 2014 в общем телесмотрении он составлял для топ-20 сериалов свыше 15%, то осенью 2016 – около 10%.

По мнению маркетинг-директора StarLightMedia Ореста Белоскурского, из этого не стоит делать пессимистичных выводов: телевидение – циклично, и сейчас мы находимся в переходном периоде предложения контента с перекосом в программы и шоу. "Но, как показывает опыт многих рынков, собственные актуальные сериалы будут привлекать внимание зрителей в прайм-тайм и будут там must see – люди будут спешить домой, чтобы в режиме реального времени узнавать, что с героями происходит. Пример такого сериала в определенной нише уже сейчас – «Киев днем и ночью»".

К тому же тенденция снижения удельного веса связана не только с периодом перехода на свой продукт, но и с падением смотрения ТВ в целом.

«Если сравнивать с бюджетом закупок образца 2013 года, то разница в 2-2,5 раза в пользу производства»

Рост собственного производства открывает еще и целый ряд возможностей. "Каналы могут получить контент, на 100% соответствующий их требованиям и запросу украинской аудитории. Тут сплетены и вопросы языка, и тонкости менталитета, и идеологические особенности – все это могут отразить только те, кто дышит украинским воздухом", – полагает Максим Литвинов, руководитель StarLightFilm. Он обращает внимание, что самые популярные сериалы и шоу прошлого года («Слуга народа», «Останній москаль», «Х-фактор», «Мастер-шеф», «Голос страны», «Вечерний квартал») – исключительно украинский продукт: "Другое дело, что зритель не делит на «свое/закупное», у него критерий только «интересно/не интересно»".

Среди конкретных экономических преимуществ собственного продукта – права на него, расширение библиотеки и то, что в отличие от покупного, украинский продукт не привязывается к валюте. "Если брать бюджеты закупок образца 2013 года, то разница в 2-2,5 раза в пользу производства. Но непонятно, как бы все происходило, если бы ситуация в экономике была стабильна", – комментирует Андрей Коваль, программный директор канала «1+1». Он также отмечает, что за последние 2 года в связи с падением национальной валюты в долларовом эквиваленте идет снижение стоимости собственного производства где-то в 1,5-2 раза, а в гривневом – небольшой рост.

"До момента, когда начали массово производить и заказывать сериалы, на нашем рынке бытовало мнение, что бренд выстраивается через нонскриптед-шоу и промо. Сейчас мы понимаем, что можем делать так, как делает тот же российский ТНТ со своим сериальным продуктом или британский BBC со своим слотом BBC Drama. То есть, когда ты понимаешь, какие эмоциональные связи хочешь выстроить со зрителем, то можешь сделать это и через собственный сериальный продукт", – комментирует Андрей Коваль.




Теги